Автожурнал

Архив "Автожурнала"

Публикуем текстовую версию пнредачи РСН "Автожурнал"

ЭФИР ОТ 19 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА.
ЗиЛ вызывал таинственный трепет.

Еще ни один автомобиль не вызывал такого бурного ажиотажа. Шестиметровый черный гигант занял, кажется, всю небольшую стоянку. А самую большую заинтересованность проявляли не подростки, воспитанные многочисленными иномарками, а как раз люди среднего возраста, для которых слова Советский Союз, пятилетка, КПСС еще много значат. Для них ЗиЛ, как и для меня, нечто недосягаемое, связанное с прошлой, не такой уж плохой жизнью. У этих людей не было уважения к тем, кто ездил на заднем сиденьи ЗиЛ, но было уважение и даже какой-то таинственный трепет к самому автомобилю. Здравствуйте в студии Павел Ангелин.

Обложка

Однако считать ЗИЛ-4104 удобной или красивой машиной может только человек, опьяненный газировкой с двойным сиропом. Все это имело смысл тогда. Сейчас это старый, громоздкий, "прожорливый" рыдван, примечательный только тем, что когда-то ездить на нем имели право не все.

История

1октября 1931г заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС). К лету 1933 г. грузовик АМО-3 был модернизирован, его грузоподъемность была повышена до 3 т. В 1934 г. началось производство автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6. Грузовик ЗИС-5 стал этапной моделью в истории завода не только потому, что был первым действительно массовым автомобилем и стоял на производстве 15 лет. На базе автомобиля ЗИС-5 было разработано 25 разновидностей и модификаций автомобилей, 19 из которых были поставлены на производство. 21 августа 1933 г. Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода, которая была направлена на расширение перечня моделей автомобилей. В 1936 г. (3 ноября) началась конвейерная сборка первого отечественного семиместного лимузина ЗИС-101, основой которого стала конструкция американского легкового автомобиля "Бьюик" по натурному образцу (без покупки у фирмы чертежей). С 1936 по 1941 гг. завод сосредоточил усилия на увеличение выпуска грузовиков с газогенераторными установками ЗИС-21 и полугусеничных автомобилей ЗИС-22, ЗИС-42, а также автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16 (все на базе ЗИС-5). Наступление немецких войск на Москву осенью 1941 г. вынудило эвакуировать значительное количество людей и оборудования в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал.

В деле

Официальное название модели - ЗиЛ-4104. Вряд ли тех, кто ездил на заднем сиденьи ЗиЛа, интересовало то, что скрыто под капотом и днищем. А посмотреть было на что! Под капотом теперь стоял модернизированный вариант двигателя. Рабочий объем увеличили до 7,69 литра, а мощность довели до 315 л.с. Впечатляют объемы рабочих жидкостей. Масла - 13 литров, охлаждающая жидкость - 23 литра! Клапана приводились в действие кулачковыми валами, а те, в свою очередь, втулочно-роликовой цепью. Уже тогда топливо использовалось исключительно АИ-95! Интерьер, как и прежде, зависел только от пожелания очередного "члена", которого предстояло возить автомобилю. В 1985 году было начато мелкосерийное производство последнего из "великих и ужасных" - ЗиЛ-41047. Изменения он претерпел незначительные. Принципиально конструкция осталась той же. Появились разве что первые признаки надвигающегося капитализма - начали устанавливать фары Bosch. Первое знакомство состоялось с... дверью автомобиля. Тяжеленная, она удивительно легко открывается и закрывается. Но оставлять в дверном проеме пальцы категорические не рекомендуется. Остановить закрывающуюся по инерции дверь будет ох как непросто. А представьте, сколько тогда весила дверь бронированного автомобиля! А вот будьте уверены – и представим – через неделю. Павел Ангелин. Русская служба новостей.

Хостинг от uCoz