Радио "Финам-FM" и сайт Skopal.narod.ru представляют:

Архив "Мифов о России"

Мифы о России. Текстовая Версия.

Эфир от 03/03/2009
Праздники истинные и мнимые.
Гость:ВАЛЕНТИН ЛЕБЕДЕВ, председатель Союза православных граждан России, главный редактор журнала «Православная беседа».


МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер, дорогие друзья! В студии Владимир Мединский, и мы беседуем сегодня о праздниках. Сегодня у нас праздничная тема такая, положительная. У нас в гостях Валентин Лебедев, главный редактор журнала «Православная беседа». Здравствуйте, Валентин!

ЛЕБЕДЕВ: Добрый вечер!

МЕДИНСКИЙ: Здравствуйте! И председатель Союза православных граждан России. Ну, вот, журнал у вас «Православная беседа», и беседа у нас будет с вами такая праздничная.

ЛЕБЕДЕВ: Да.

МЕДИНСКИЙ: Праздничная. Поскольку у нас грядет 8 марта…

ЛЕБЕДЕВ: Грядет-грядет.

МЕДИНСКИЙ: … а мы только что отметили 23 февраля, а раньше…

ЛЕБЕДЕВ: Чуть-чуть раньше.

МЕДИНСКИЙ: Да, чуть-чуть раньше, у нас было еще 14 февраля – День всех влюбленных.

ЛЕБЕДЕВ: Да.

МЕДИНСКИЙ: Вашего тезки – Святого Валентина.

ЛЕБЕДЕВ: Моего, но не совсем, то есть моего, но это другой день.

МЕДИНСКИЙ: Другой день?..

ЛЕБЕДЕВ: Да.

МЕДИНСКИЙ: Ну, это вот вы сейчас нам и расскажете про это. Вот три праздника подряд, и все такие, понимаете, светлые и хорошие. Вот, давайте мы о них расскажем нашим радиослушателям, а во второй половине передачи, начиная с половины девятого, по телефону 730-73-70 спросим наших радиослушателей, а, собственно, надо ли отмечать эти праздники, как они к ним относятся, нравятся они им или нет? И нужны ли нам выходные в эти праздники или работать, работать и работать, тем более, в кризис? Валентин?

ЛЕБЕДЕВ: Да.

МЕДИНСКИЙ: Слово вам. Давайте начнем…

ЛЕБЕДЕВ: Уж как Валентину, наверное, с 14 февраля. Так я думаю, правда?

МЕДИНСКИЙ: Да, давайте. Откуда взялся этот праздник на русской земле?

ЛЕБЕДЕВ: Да, тем более что ведь и грядущее 8 марта – как раз мы сейчас посередине находимся – оно вроде бы, да и не вроде бы даже, а вот в современном сознании посвящено той же теме. Но если 8 марта…

МЕДИНСКИЙ: О любви.

ЛЕБЕДЕВ: Да, о любви. Но если 8 марта – это женщинам, любви. Ну, тут – сугубо женщинам, там – вообще любви, но похоже все-таки.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Ну, если 8 марта как бы уже старенький праздник, по крайней мере, для советского человека, существует с 1910 года в нашем отечестве, со дня революции.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: То 14 февраля появилось в нашем календаре, да даже еще и не в официальном, в отличие от 8 марта, недавно, то есть с крушением советской власти.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Праздник пришел к нам, как известно, с Запада. Все обрадовались и усвоили, поскольку, естественно, весело. В День всех влюбленных дарят…

МЕДИНСКИЙ: Подарки.

ЛЕБЕДЕВ: Дарят подарки и валентинки. Праздник этот, действительно, носит на Западе вполне коммерческий характер: в этот день продается масса, ну, и накануне, каких-то разных даров и подарков, но…

МЕДИНСКИЙ: Круче только День Благодарения, наверное?

ЛЕБЕДЕВ: Наверное, в Америке, да.

МЕДИНСКИЙ: Там реализуются массовые индейки.

ЛЕБЕДЕВ: В Америке, наверное, да, круче. Но это, конечно, праздник для нас новый, не имеющий никакого отношения – если говорить и про европейцев тоже – ко Дню Святого Валентина, то есть не имеет отношения ни к нашему Святому Валентину, ни к Святому Валентину вообще. Дело все в том, что…

МЕДИНСКИЙ: Кто такой Святой Валентин? Проясните.

ЛЕБЕДЕВ: Да, начнем с того, что я ношу имя этого святого. Некоторые считают, что это вообще западный святой, а у нас такого нет. Это общий святой.

МЕДИНСКИЙ: Он один был?

ЛЕБЕДЕВ: Их два было, Валентина, но этот Валентин один, епископ, который пострадал в 275 году, в Италии, в третьем веке. Ни к каким влюбленным, в отличие от Интернет-житий, так скажем, этот епископ отношения не имел. Он скорее как бы целитель, потому что он был вообще врачом.

МЕДИНСКИЙ: Врачом? Кого же он лечил? Может быть, он лечил влюбленных?

ЛЕБЕДЕВ: Нет, влюбленных он тоже не лечил. Он, скорее такой целитель Пантелеймон, так скажем, был бы у нас, если бы он почитался как целитель. Бессеребреники Козьма и Демьян тоже считаются целителями, их целый ряд есть. Он тоже. Никакого отношения не имел.

МЕДИНСКИЙ: Это поздняя Римская Империя?

ЛЕБЕДЕВ: Поздняя Римская Империя, да. Вот еще гонения были, скоро не будет. Вот это какое время.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: И, просто, почему некоторые думают, что он не наш? Потому что у нас его память празднуется – по новому стилю мы будем все говорить, чтобы понять и нашим слушателям...

МЕДИНСКИЙ: Да, чтобы не путаться.

ЛЕБЕДЕВ: 12 августа.

МЕДИНСКИЙ: Почему такой разброс – полгода?

ЛЕБЕДЕВ: Ну, потому что вообще дни памяти различных святых, как на Западе, так и у нас, иногда празднуются один день, иногда три-четыре.

МЕДИНСКИЙ: Но это один человек?

ЛЕБЕДЕВ: Да. Это может быть день его преставления, то есть смерти, день прославления, когда его причисляют к лику святых, день перенесения мощей, он может быть и два раза.

МЕДИНСКИЙ: Да, любая дата, да?

ЛЕБЕДЕВ: Поэтому мы празднуем эту дату, а они праздную ту. Вот и все, тут все в порядке.

МЕДИНСКИЙ: Кстати, такой вопрос: если Святой Валентин – это врач эпохи поздней Римской Империи…

ЛЕБЕДЕВ: Да.

МЕДИНСКИЙ: Какое он имеет отношение к влюбленным?

ЛЕБЕДЕВ: Он имеет отношение то же, что и все весенние, оргиастические праздники. Просто этим днем… Происхождение праздника точно неизвестно, но, очевидно, это, так сказать, оргиастический праздник весенний.

МЕДИНСКИЙ: Какой-какой?

ЛЕБЕДЕВ: Оргиастический, то есть когда, так сказать, совершали оргии, виноизлияния, ну, и что же говорить – у нас взрослая передача, вечером – и блудили в конце. Поскольку это весенний праздник…

МЕДИНСКИЙ: Не пугайте нас.

ЛЕБЕДЕВ: Весенний, солярный праздник, сродни карнавалу и Масленице, а что делают во время карнавала или Ивана Купалы, предположим, да?

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: То он со временем, в христианскую эпоху – 14 февраля – это весна, Масленица недалеко – был прикрыт именем Святого Валентина.

МЕДИНСКИЙ: Это была разминка перед Масленицей?

ЛЕБЕДЕВ: В западных странах. Ну, поскольку Масленица вообще-то, на самом деле, движется по лунному календарю, то почти может и совпадать, между прочим.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Праздники одного порядка, происхождение точно неизвестно. Потом это было закрыто именем Святого Валентина, который никакого отношения к этому не имеет. И праздник уж не был таким большим. Очевидно, это германский, оргиастический праздник, весенний, солярный. Солярный – это солнечный, такой, культа солнца. И получил распространение, собственно, ну, развитие такое широкое, если не в новейшее, то в новое время. Потому что католическая церковь, поскольку у нас этого не было в России вообще – я имею в виду царскую Россию – предупреждала и предупреждает, что никакого отношения – есть по этому поводу, там все строго, постановление – никакой Святой Валентин, епископ…

МЕДИНСКИЙ: Никакого отношения к этому не имеет?

ЛЕБЕДЕВ: Никакого отношения к этому не имеет.

МЕДИНСКИЙ: То есть, на самом деле, это абсолютно коммерческий праздник, и даже католики…

ЛЕБЕДЕВ: Виноизлиянию, валентинкам, фривольному поведению в этот день, а оно, так сказать, в некоторых странах на Западе, по крайней мере, в прошлом, да и сейчас тоже, вполне дозволяется. Как бы один день свободы любви – вот что это такое, на самом деле.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: День Святого Валентина – это день свободной любви, а не день всех влюбленных. Но он трансформировался за последние сто лет.

МЕДИНСКИЙ: А я где-то читал, или это тоже, так сказать, пиаровская выдумка, что якобы вот этот Святой Валентин неграмотным римским легионерам писал письма, женам. Они писать не умели, а он писал письма женам, возлюбленным их, и за это он, так сказать, стал святым всех влюбленных.

ЛЕБЕДЕВ: Дело все в том, что это по одной версии, а по другой он венчал этих легионеров.

МЕДИНСКИЙ: А, венчал их, да?

ЛЕБЕДЕВ: Но дело все в том, что в третьем веке никаких легионеров христианские епископы тайно не венчали. Ведь в этом изложении получается, что, так сказать, Римская империя уже живет христианской страной, уже существует обряд венчания. И вот только легионерам не дают венчаться, они в бой уходят…

МЕДИНСКИЙ: А он хочет.

ЛЕБЕДЕВ: А он хочет, да.

МЕДИНСКИЙ: Ну, это же какой-нибудь Центурион накостылял бы Святому Валентину, если бы он вздумал в расположении части кого-то бы повенчать.

ЛЕБЕДЕВ: Да, арестовали бы, да, да, Да и легионеры в такой массе не были христианами, да и брак христианский вряд ли признавался тогда еще, в третьем веке, до Святого Константина…

МЕДИНСКИЙ: Но все равно она была достаточно дисциплинированна, римская армия.

ЛЕБЕДЕВ: Да, да.

МЕДИНСКИЙ: Я не думаю, что какие-то вольности там такие, да?

ЛЕБЕДЕВ: Да, да, это все переводы на нынешний язык. Поэтому, так сказать, святой мученик, почитаемый святой – вот я его имя еще ношу – никакого отношения… и римляне об этом… Это можно прочитать в западных собственно христианских журналах.

МЕДИНСКИЙ: Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году.

ЛЕБЕДЕВ: Да нет, Черчилль придумал… Но в последнее время и на Западе, а у нас особенно, после вот этой железобетонной советской жизни, когда праздников было мало, все мы помним... Ну, теперь уже не все, собственно. Выросли двадцатилетние люди, которые не очень помнят.

МЕДИНСКИЙ: Согласитесь, что все-таки лучше Святой Валентин, чем Хэллоуин?

ЛЕБЕДЕВ: Да, если уж выбирать из двух зол. Я только хотел сказать, что это из одного ряда, в смысле новых, привнесенных с Запада праздников.

МЕДИНСКИЙ: То есть одно и то же, да?

ЛЕБЕДЕВ: Ведь что такое Хэллоуин-то?

МЕДИНСКИЙ: Сатанизм.

ЛЕБЕДЕВ: Теперь уже абсолютный сатанизм, но ведь на самом деле это же германские, словенские осенние тризны по покойникам в эти дни совершали.

МЕДИНСКИЙ: Да ладно!

ЛЕБЕДЕВ: Да, конечно.

МЕДИНСКИЙ: А тыква с дырками, а там свечка горит?

ЛЕБЕДЕВ: Это уже теперешние атрибуты – тыквы. Ведь святые, имеется в виду…

МЕДИНСКИЙ: А раньше были черепа, наверное?

ЛЕБЕДЕВ: Да. Это покойники, которых и почитали, и боялись. Это языческие тризны, ну, поминовения покойников, которые, опять-таки, в новое и новейшее коммерческое время, время разгула, время, так сказать, абсолютно свободных нравов и свободы совести, как теперь говорят, превратилось уже в фольклорный какой-то сатанизм, действительно, на Западе.

МЕДИНСКИЙ: Не скажите.

ЛЕБЕДЕВ: Слава богу, что Хэллоуин у нас, хотя и пытались привить – в некоторых школах праздновали, в институтах, как мы знаем…

МЕДИНСКИЙ: Ну да, в ночных клубах, в ресторанах.

ЛЕБЕДЕВ: Но в такой степени, слава богу, как День всех влюбленных, а, точнее, День свободной любви, но никак не семей, как некоторые думают тоже, не празднуется.

МЕДИНСКИЙ: Среди сотрудников редакции журнала «Православная беседа» не поощряете празднование Хэллоуина?

ЛЕБЕДЕВ: Нет, так сказать, журнал «Православная беседа»…

МЕДИНСКИЙ: Это сразу запрет на профессию?

ЛЕБЕДЕВ: Да, да, да, как и наши коллеги по Союзу православных граждан постоянно борются с этим праздником. Ну, борются, имеется в виду, так сказать,…

МЕДИНСКИЙ: Ну, какой-то он невеселый. Как там праздник? Ночью пить, куда-то ходить?..

ЛЕБЕДЕВ: Просвещая своих ближних, насколько это можно. Но такое впечатление, судя по наблюдениям, что как-то затухает празднование. Если День Святого Валентина набирает обороты…

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Вот, я говорю, после этой советской пустоты – два советских праздника, да и все.

МЕДИНСКИЙ: В нем какой-то позитив, по крайней мере.

ЛЕБЕДЕВ: Ну, хотя бы, понимаете, приятнее.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Святой Валентин, сердечко – приятнее, чем пролетарское 8 марта, если уж на то дело пошло.

МЕДИНСКИЙ: А мы к этому сейчас подойдем.

ЛЕБЕДЕВ: С советской мимозой, вот этой вот, так сказать…

МЕДИНСКИЙ: Гвоздикой. Гвоздики были, да, да.

ЛЕБЕДЕВ: Гвоздикой, ну, и мимозы, я помню. Женщины… Мимоза в наше советское время. Мол, женщины, пролетарии всех стран, объединяйтесь. Недаром с крушением, увы, Советского Союза, страны Прибалтики, более национальные и традиционно ориентированные, тут же убрали этот праздник из своего…

МЕДИНСКИЙ: Да?.. Там больше нет 8 марта?

ЛЕБЕДЕВ: Нет, вот там, нет. В Белоруссии, на Украине – есть.

МЕДИНСКИЙ: А в Прибалтике нет?

ЛЕБЕДЕВ: Нет, в Прибалтике тут же, как только Прибалтика, увы, отпала, так сказать, от нас, 8 марта прекратило существовать, потому, что праздник все-таки воспринимается, конечно, людьми знающими, как пролетарский, коммунистический и феминистский одновременно.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Ну, праздновать такой день по половому признаку, обращаясь к женщине со словом «товарищ» - ну, как-то, понимаете, человеку, который уже свободен от изучения истории КПСС, мужчине, по-моему, и не к лицу.

МЕДИНСКИЙ: Но кто-то так и обращается к жене – товарищ? Товарищ Марина или товарищ Елена, да.

ЛЕБЕДЕВ: Но я помню, что, между прочим, если сейчас вспомнить совсем новую историю, то и в начале девяностых годов как бы несколько поутихло 8 марта-то, между прочим, поутихло. А вот теперь, как ни странно, опять начинается вторичный вал.

МЕДИНСКИЙ: Давайте… Я предлагаю, после небольшого перерыва мы все-таки расскажем историю 23 февраля, расскажем историю 8 марта.

ЛЕБЕДЕВ: Да.

МЕДИНСКИЙ: А потом предложим высказаться нашим радиослушателям и задать свои вопросы.



Реклама.



МЕДИНСКИЙ: Еще раз добрый вечер! Мы беседуем с Валентином Лебедевым, главным редактором журнала «Православная беседа», беседуем с «Православной беседой».

ЛЕБЕДЕВ: Да.

МЕДИНСКИЙ: О праздниках, которые нас окружают сейчас. Со Святым Валентином, вашим тезкой, мы разобрались. Хороший был человек, доктор, но не женил легионеров все-таки, правда.

ЛЕБЕДЕВ: Нет, не женил легионеров.

МЕДИНСКИЙ: Это все придумали американские, я думаю, торговые сети, Safe way, чтобы продавать побольше почтовых карточек.

ЛЕБЕДЕВ: Да, тем более, тогда не было валентинок.

МЕДИНСКИЙ: Да, тем более, тогда не было валентинок. А вот 23 февраля, которое мы только что отметили, и 8 марта, которого с ужасом мы, как мужчины, ждем просто, это такой удар по бюджету, вот, надвигается на нас. Давайте несколько слов об истории. Вот я нашел тут такую справочку о том, когда у нас 23 февраля стало официально праздником, когда оно было признано сокрушительной победой Красной армии.

ЛЕБЕДЕВ: При Троцком, насколько я знаю.

МЕДИНСКИЙ: Нет. Дело в том, что при Троцком, что произошло 23 февраля? 23 февраля революционные матросы под командованием наркома Дыбенко – кто помнит, Дыбенко – выдвинулись под Псков, Нарву, где должны были встретить наступающие немецкие части. И дальше происходит следующее. 23 и 24 февраля немцы подошли к Нарве. В течение нескольких часов вялой перестрелки матросы пустились в бегство. По пути где-то, значит, они утащили цистерну со спиртом, и уже бегство было продолжено вместе с цистерной. И бежали без остановки… Ну, они пробежали, по-моему, Петербург и куда-то ушли дальше, на Восток. Все это абсолютно запротоколировано, потому что командующий революционными матросами товарищ Дыбенко, известный анархист, был после этой сокрушительной «победы» Красной армии… Кстати, Красной армии на тот момент не было, поскольку указ о создании Красной Армии был буквально за несколько дней до этого, и никого туда не набрали. Были разрозненные части красной гвардии.

ЛЕБЕДЕВ: Да, то есть это и не день создания Красной армии?

МЕДИНСКИЙ: Нет, никакого отношения. Указ о создании был раньше, но армии еще не было. Так вот, Дыбенко после этого «сражения», с позволения сказать, был снят Троцким с поста наркома, исключен из партии и отдан под трибунал, но под трибунал был отдан заочно, потому, что Дыбенко бежал и прятался где-то вместе со своими балтийскими братишками. Ну, понятно, что сражаться с немцами, тоже, так сказать, уже довольно ослабшими, это не стрелять морских офицеров царских, вдвадцатером на одного навалившись, как это было во времена Февральской революции. Это все-таки дело такое военное, и здесь, видимо, так сказать, кронштадтские матросы себя не проявили никак. Потом, в кратком курсе ВКП(б), изданном под редакцией, как мы знаем, Сталина, лично Сталиным был создан и вписан миф о сокрушительной победе Красной армии под Псковом и Нарвой, где, собственно, остановилась вооруженная интервенция немецких империалистов, появилась идея о лозунге «Социалистическое отечество в опасности». Так и родился миф – 23 февраля, как первое победоносное сражение Красной Армии. Вот такая веселая реальная история.

ЛЕБЕДЕВ: Но, вот, понимаете, что я хочу сказать? Что это, конечно, так, я об этом подробно не знал, но тоже многим известно, что там никаких побед в этот день и даже указа о создании Красной армии не было.

МЕДИНСКИЙ: Ни того, ни другого.

ЛЕБЕДЕВ: Но как автор книги о мифах, правда в отрицательном, минусовом значении, вы, конечно, лучше многих знаете, что миф имеет свою, так сказать, силу.

МЕДИНСКИЙ: Самоценность.

ЛЕБЕДЕВ: Самоценность и силу. Это не просто сказка, это не просто история, рассказанная кем-то, не просто предание. И в данном случае, поскольку Красной армии уже нет, день получил новое осмысление – все-таки как бы он теперь называется Днем защитника отечества – до конца, может быть, и не стал Днем русской армии, действительно, Днем красной армии он уже по существу…

МЕДИНСКИЙ: Перестал быть?

ЛЕБЕДЕВ: Перестал быть. И думается, что, в отличие вот от этих вот оргиастических, феминистских праздников, о которых мы начали говорить, 14 февраля, да еще и коммерческих к тому же, и 8 марта, все-таки, наверное, он имеет место быть.

МЕДИНСКИЙ: Пусть будет как День защитника отечества.

ЛЕБЕДЕВ: Как День защитника отечества, как День мужества все-таки. Теперь он празднуется именно так уже, причем как-то уже совсем исторически. Я вот был на некоторых празднованиях. Там вспоминают победы и советского периода, и постсоветского, вот, теперешние, ну, локальные конфликты, ну, и исторические тоже. Тоже уже люди…

МЕДИНСКИЙ: Свыклись.

ЛЕБЕДЕВ: … практически на военных праздниках, на общественных собраниях вспоминают уже всю историю. Конечно, мы скажем, что, наверное, День, предположим, Георгия Победоносца или…

МЕДИНСКИЙ: Ну да, имеет большую историческую базу.

ЛЕБЕДЕВ: Да, да, да, историческую. Или, если говорить о покровительстве святого, как это принято вообще в христианской истории, или были дни, конечно, побед русского оружия, иные известные…

МЕДИНСКИЙ: Ну, Бородино.

ЛЕБЕДЕВ: Бородино, например. Куда далеко ходить? Куликовская битва, Бородино.

МЕДИНСКИЙ: Бородино – начало сентября.

ЛЕБЕДЕВ: Можно тоже установить как День защитника отечества. Быть может, этот день и будет еще при нас перенесен, то есть значение будет перенесено на другую дату. Но само значение – день мужественности, мужества…

МЕДИНСКИЙ: Наверное, надо сохранить.

ЛЕБЕДЕВ: Наверное, надо сохранить, тем более в такую вот эпоху ослабления всякой силы, которая ушла отчасти из нашего народа. В эпоху, когда надо собирать нашу армию, чтобы хотя бы защитить, так сказать, вот, наши богатства-то, и охранять наши границы. Ну, как минимум, даже если не вдаваться в подробности, сейчас это стало, в общем, всем очевидным, так сказать, и на общественном, и на государственном уровне, что разоружаться хватит. Понимаете?

МЕДИНСКИЙ: Хорошо. Поскольку до выпуска новостей и до включения наших радиослушателей нам осталось пять минут, давайте, вот, очень коротко… А все-таки 8 марта?.. Ведь забавно что? Что 23 февраля – это по старому стилю 8 марта. Эти два праздника, на самом деле, сливаются.

ЛЕБЕДЕВ: Да, да, да.

МЕДИНСКИЙ: 8 марта, когда появилось?

ЛЕБЕДЕВ: 8 марта появилось чуть раньше, чем День Красной армии, хотя это один и тот же день, действительно, по-старому и новому – 23 февраля и 8 марта. Наши слушатели могут посмотреть календарь и разобраться в этой коллизии.

МЕДИНСКИЙ: Да, да, да.

ЛЕБЕДЕВ: Что-то тут есть, какая-то связь, конечно. Но 8 марта, понимаете, официально появилось в 1910 году, когда на женском, пролетарском женском, естественно, интернациональном, революционном конгрессе в Копенгагене известная деятельница интернационала, всем известная Клара Цеткин предложила…

МЕДИНСКИЙ: Не путать с Розой Люксембург.

ЛЕБЕДЕВ: Да, не путать. Некоторые говорят, что Клара Цеткин и Роза Люксембург…

МЕДИНСКИЙ: Она же Роза Люксембург.

ЛЕБЕДЕВ: Она же Роза Люксембург, да. Так вот, на конференции, которая была в 1910 году в Копенгагене, она вот и предложила отмечать 8 марта, а конференция была в этот раз 8 марта…

МЕДИНСКИЙ: Как день борьбы за права женщин.

ЛЕБЕДЕВ: Да, да, как день борьбы за права женщин.

МЕДИНСКИЙ: То есть это феминистский праздник?

ЛЕБЕДЕВ: Феминистский праздник.

МЕДИНСКИЙ: «Секс в большом городе», однозначно, да?

ЛЕБЕДЕВ: Ну, не совсем. «Секс в большом городе» – это скорее День Святого Валентина, да простит меня Святой Валентин все-таки, настоящий.

МЕДИНСКИЙ: Нет, я к тому, что героини этого замечательного телесериала – это прямые наследницы вот этого феминизма, который навязывали нам Клара Цеткин, Роза Люксембург, Инесса Арманд еще.

ЛЕБЕДЕВ: Вы знаете, «Секс в большом городе» как-то все-таки окрашен в какие-то иногда женские тона, а здесь какие-то грезятся, понимаете, женщины такие, феминистски, с железным лицом, в окопах, вот такие вот, женщины с кайлом, вот эти, стоящие вдоль железных дорог.

МЕДИНСКИЙ: В лучшем случае – с веслом.

ЛЕБЕДЕВ: Да, в лучшем случае – с веслом. Вот эти вот женщины с двумя месяцами декрета, не больше, с маленькой кухней, с одним ребенком…

МЕДИНСКИЙ: Что значит два месяца декрета?

ЛЕБЕДЕВ: Ну, при товарище Сталине два месяца было декрета и все.

МЕДИНСКИЙ: А, это по беременности?

ЛЕБЕДЕВ: Ну, конечно, только, только, только. И вперед – в бой и на завод.

МЕДИНСКИЙ: Ну, а чего? Сделал дело – и строй коммунизм.

ЛЕБЕДЕВ: Да, строй коммунизм, с детскими садами. Вот с этим, с еще более неприятным уклоном, почему я так вот как-то о 8 марта отзываюсь совсем как-то, вот, пренебрежительно.

МЕДИНСКИЙ: Не нравится вам, чувствуется.

ЛЕБЕДЕВ: Нет, 8 марта не нравится. Ну, во-первых, праздник по половому признаку, а с этим как бы борются и сами феминисты. Непонятная какая-то коллизия. Женщина равна мужчине, нельзя уступать, скажем, место по версии феминисток, ну, в общественном транспорте, нельзя пропускать вперед женщину. В некоторых странах сейчас же, в учреждениях, просто невозможно. Просто может возникнуть какое-нибудь и дело.

МЕДИНСКИЙ: Это sexual harassment, если вы пропустили вперед, то… Ну, может быть.

ЛЕБЕДЕВ: Ну, да, да, да.

МЕДИНСКИЙ: Можно и пощечину получить.

ЛЕБЕДЕВ: Да, это не День Святого Валентина. И при этом праздник по половому признаку, но недаром, конечно…

МЕДИНСКИЙ: Ох, сейчас будут звонить возмущенные женщины. 730-73-70.

ЛЕБЕДЕВ: Ну, недаром, конечно, во многих странах западных этот праздник не празднуется, естественно. Все-таки в коммунистических, в основном. Все-таки это окрашено в цвет красной гвоздики – вы правильно сказали – в пролетарские тона. Поэтому в некоторых наших республиках этот праздник, конечно, отменен. Да и у нас-то он выходным днем стал в 1965 году, между прочим.

МЕДИНСКИЙ: А раньше не был, да?

ЛЕБЕДЕВ: Конечно, не был. Кстати, у нас многие праздники не были выходными днями. Даже День Победы не был выходным днем до 1965, 1964 года, то есть при Сталине, при Хрущеве вообще такого количества… Вообще никаких дней не было. Вот эти праздники теперешние…

МЕДИНСКИЙ: На самом деле, это правильно. Вот, что-то у нас как-то перебор с выходными днями. Вот, 23 февраля стало…

ЛЕБЕДЕВ: Не знаю, в России, в царской, и на Западе много праздников. И работают хорошо, смотря, что праздновать, понимаете? Смотря, что праздновать.

МЕДИНСКИЙ: 23 февраля стал выходным днем буквально несколько лет назад, причем в СССР не было выходного дня.

ЛЕБЕДЕВ: Ну да, по-моему, два года.

МЕДИНСКИЙ: Ну да. А зачем? Мужское дело – работать.

ЛЕБЕДЕВ: Но ведь у нас и День Победы ведь до Леонида Ильича Брежнева тоже не был выходным днем?

МЕДИНСКИЙ: Ну, День Победы – бог с ним. Но 23 февраля – мне не нравится то, что это выходной день. На мой взгляд, это неправильно, не по-мужски это.

ЛЕБЕДЕВ: Конечно, он имеет свою какую-то пролетарскую – мы спрашивали про историю – свою пролетарскую предысторию. На международной конференции об этом говорилось тогда, в Копенгагене, что в 1857 в Нью-Йорке пошли с какими-то требованиями женщины-ткачихи.

МЕДИНСКИЙ: Ткачихи, да, да, да.

ЛЕБЕДЕВ: Все это очень похоже.

МЕДИНСКИЙ: Да, это басни дедушки Крылова. И нигде это не подтверждается.

ЛЕБЕДЕВ: Все это очень похоже на празднование совсем темного пролетарского праздника, который тоже празднуется не везде и всеми пролетариями – 1 мая.

МЕДИНСКИЙ: О!..

ЛЕБЕДЕВ: Там тоже существует Чикагская демонстрация.

МЕДИНСКИЙ: Да там вообще бандитская тусовка была, там избили несчастных полицейских, провокаторы, железными палками их били.

ЛЕБЕДЕВ: Да, но, на самом деле, это тоже ведь, понимаете, прикрытие. На самом деле это Вальпургиева ночь.

МЕДИНСКИЙ: 1 мая?

ЛЕБЕДЕВ: Конечно, по преданию, по новому стилю. Святая Вальпургия противостояла любому сатанизму, то есть Хэллоуину. Это международный праздник всей нечисти.

МЕДИНСКИЙ: 1 мая?

ЛЕБЕДЕВ: Конечно. Это то самое собрание фольклорное на Лысой горе.

МЕДИНСКИЙ: Сейчас к возмущенным девушкам прибавятся возмущенные дачники сейчас.

ЛЕБЕДЕВ: На Лысой горе собрание, понимаете? Так вот…

МЕДИНСКИЙ: У меня предложение. Сейчас мы уходим на новости. Я прошу всех радиослушателей, которые ждут включения в эфир, дождаться. Мы вернемся. Пожалуйста, оставайтесь на линии. Я вижу, что у нас заняты уже все телефонные линии. И уже побеседуем с ними, в том числе, и про Вальпургиеву ночь в канун 1 мая.

ЛЕБЕДЕВ: Да.



Новости.



МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Продолжаем беседу с вами теперь уже и с главным редактором журнала «Православная беседа» Валентином Лебедевым о наших праздниках: 14 февраля, 23 февраля и 8 марта. Пожалуйста, 730-73-70 – телефон в студии. Ваше мнение. Хорошие праздники, плохие? Надо оставлять, надо менять? Нужны выходные дни или надо работать во время кризиса?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер! Наташа, спасибо, что дождались. Мы видим, что вы очень давно ждете.

СЛУШАТЕЛЬ: Наталья. Вы так заинтриговали. Значит, 1 мая у нас, получается, это Вальпургиева ночь?

ЛЕБЕДЕВ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Так как вы представляете журнал православный, то у меня к вам вопрос, как православного человека. Действительно ли 8 марта – это иудейский праздник Пурим, который в свою очередь, вот эту вот иудейскую, развратную, жидовскую систему насаждающая Цеткин и продолжатели ее сейчас, в разврат пустившие страну?.. Вот, имеется ли какая-то связь между этим? И вообще тогда, получается – наверное, недаром священники нам запрещают праздновать этот пресловутый праздник 8 марта – поэтому все православные должны как бы быть в курсе. Расскажите, пожалуйста. И причем там связано с блудницей, которая как раз таки блудом, развратом, растлением какого-то и довела представителя до смертного одра.

МЕДИНСКИЙ: Наташа, не пугайте нас.

СЛУШАТЕЛЬ: И празднует это.

МЕДИНСКИЙ: Спасибо. Ну, вот такой вопрос.

ЛЕБЕДЕВ: Наташа, ну то, что вы так, нагнетая, рассказали, это одна из версий. Дело все в том, что точной этимологии происхождения этих праздников, как вот и 23 февраля рассказывали, собственно, непонятно почему этот день установили, и 8 марта, да, и даже, надо сказать, вот, Вальпургиеву ночь, скорее всего, потому что там потом были буржуазные разные гуляния, а потом демонстрация в Чикаго как бы. Но, на самом деле, пролетарский праздник – все-таки в памяти, наверное, собрание нечисти скорее. Что касается 8 марта, точно того, о чем вы говорили, точно таких сведений нет. Одна из теорий, что это среднее число празднования еврейского праздника Пурима, что он имеет, так сказать, религиозно-национальные какие-то корни.

МЕДИНСКИЙ: То есть вы думаете, что Клара Цеткин, предлагая эту дату, может быть, исходила из этого, в том числе?

ЛЕБЕДЕВ: Я думаю, что, будучи… Тут вот, понимаете, в чем сомнение? Действительно, праздник Пурим, он, как и наша Пасха, как и вообще многие праздники, иудейские и христианские, является переходящим, то есть празднуется в разные числа. И, действительно, может выпадать на это время, что это как бы, говорят, среднее число празднования Пурима. Поскольку в Пуриме, действительно, да и вообще можно открыть Библию, собственно, не надо обращаться сугубо к еврейским праздникам, там есть книга Эсфирь – главным действующим лицом является Эсфирь – то это может стать каким-то женским днем как бы, но, если вот это рассказать религиозному иудею, то…

МЕДИНСКИЙ: То он в это не поверит.

ЛЕБЕДЕВ: То, конечно… Ну, вот, с другой стороны, да, какая-то пролетарская, так сказать, интер-женщина Клара Цеткин, для которой что христианские, что еврейские праздники являются никакими...

МЕДИНСКИЙ: Это опиум, опиум, да.

ЛЕБЕДЕВ: Опиум для народа.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Могла исходить из каких-то таких дат, действительно, но не по существу, на самом деле. Вот тут надо это знать.

МЕДИНСКИЙ: Понятно. Давайте примем еще несколько звонков.

ЛЕБЕДЕВ: Но практикующий иудей, конечно, тут же бы сказал, что это все, конечно, выдумки. Поэтому вот передо мной различные версии лежат происхождения этого праздника, и все-таки смысл-то его как раз, суть его в том, что он является действительно феминистским, действительно интернациональным и действительно для всех народов безрелигиозным.

МЕДИНСКИЙ: Идеологическим.

ЛЕБЕДЕВ: А потому-то, собственно, вредным и пустым.

МЕДИНСКИЙ: Да. 730-73-70. Я вот смотрю, одни мужчины нам звонят, хотя бы девушки позвонили. Что вы думаете по поводу 8 марта, вредного феминистского праздника, как утверждает главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев? Добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте!

ЛЕБЕДЕВ: Добрый вечер!

МЕДИНСКИЙ: Вы звоните поругать 8 марта, да? Говорите-говорите, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Станислав.

МЕДИНСКИЙ: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Я слушал сейчас вашу передачу. Очень приятно, что вы подняли такую тему. Я считаю, что праздники должны носить все-таки знакомый характер и, наверное, какой-то традиционный для народа.

ЛЕБЕДЕВ: Да, конечно.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот то, что 8 марта и 23 февраля, они для российского народа чужды, это однозначно.

МЕДИНСКИЙ: И 23 февраля тоже, вы считаете, чуждо?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, потому что День мужчины, как принято в нашем народе, это все-таки день не всегда военного человека, хотя я военный человек, и мне приятно, когда меня поздравляют на 23 февраля, вспоминают какие-то дни в армии. Мы, мужчины, друг друга поздравляем. Но он носит все-таки разъединительный характер, потому что основа праздника, она всегда должна быть конкретной, точно так же, как неконкретна основа 8 марта или 1 мая, или 7 ноября. Это все спорные моменты. Вот, есть прекрасный праздник Прощеное воскресенье. В этом году Прощеное воскресенье для меня сыграло просто колоссальную роль, потому, что я смог попросить прощения, и меня простили.

ЛЕБЕДЕВ: Это очень много.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, это очень много, потому что простить, наверное, тяжелее, чем попросить прощения.

МЕДИНСКИЙ: Это позавчера?

ЛЕБЕДЕВ: Да, да, да.

СЛУШАТЕЛЬ: И я надеюсь, что даже тот, кто мне не успел ответить, все равно меня простил, а я уж точно всех простил.

ЛЕБЕДЕВ: И вы нас простите.

МЕДИНСКИЙ: Да. Спасибо, Станислав.

ЛЕБЕДЕВ: Но, вот я вам скажу, что вы очень правильно сказали про традиции, поскольку праздник, конечно… Ведь не все равно, какие праздники праздновать, ни нам, ни другим народам. И не все равно, по каким улицами ходить. Имеется в виду название этих улиц. Не все равно, какие символы иметь государственные, ибо все это воздействует на наше сознание, на нашу устремленность, на нашу деятельность. Это, наверное, очевидно. Ну, на юношеское, понятно, в первую очередь. И вот вы упомянули о Прощеном воскресенье, а мы забыли сказать, говоря о Дне Святого Валентина и 8 марта, что есть такой как бы и христианский женский день. Почему как бы? Потому что, на самом деле, раньше-то все-таки, несмотря на календарь, он таким не считался. Но теперь есть мнение, что, наверное, нужно и можно бы поздравлять женщин в этот день, а это…

МЕДИНСКИЙ: Вместо 8 марта?

ЛЕБЕДЕВ: Да. А это День жен-мироносиц.

МЕДИНСКИЙ: Кто такие мироносицы?

ЛЕБЕДЕВ: Мироносицы – это те, кто с миром пришли после воскресения Спасителя, ну, в пасхальные дни – теперь, в пасхальные дни, конечно, я вспоминаю, как бы сейчас будем говорить о теперешнем календаре – пришли помазать миром тело Спасителя, и узнали о том, что он воскрес, и увидели, что во гробе нет никого, и поведали об этом апостолам, а апостолы уже – всему миру, то есть это уже события, связанные с воскресением.

МЕДИНСКИЙ: А мир – это в смысле, маслом они его?..

ЛЕБЕДЕВ: Маслом, да.

МЕДИНСКИЙ: А, в этом смысле.

ЛЕБЕДЕВ: А это женщины-ученицы…

МЕДИНСКИЙ: То есть они несли не мир, а вот масло?

ЛЕБЕДЕВ: Да, да. Ученицы Христа.

МЕДИНСКИЙ: Ученицы Христа?

ЛЕБЕДЕВ: Да, ученицы Христа. Это произошло сразу утром, ночью глубоко с субботы на воскресенье.

МЕДИНСКИЙ: Валентин, но, получается, что эта дата не привязана к конкретному дню, а она, получается, привязана к Пасхе, правильно?

ЛЕБЕДЕВ: Она привязана к Пасхе.

МЕДИНСКИЙ: То есть плавающая дата.

ЛЕБЕДЕВ: Так же, как Прощеное воскресенье, почему вспомнили.

МЕДИНСКИЙ: А Прощеное воскресенье привязано к Масленице.

ЛЕБЕДЕВ: Наш радиослушатель, военный, рассказал о… Да, Прощеное воскресенье привязано к Пасхе, потому что Пост привязан к Пасхе. Так вот День жен-мироносиц – это второе воскресенье после дня Пасхи. Первое – это Фомино воскресенье, в честь апостола Фомы – вот того самого Фомы Неверующего, который…

МЕДИНСКИЙ: Который не верил в воскресение Христа?

ЛЕБЕДЕВ: Ну, так сказать, который оказался потом и крепче других в вере, на самом деле. А следующее воскресение прославляет жен-мироносиц. Так вот некоторые сейчас, хотя еще раз повторяю, что сейчас некоторые новообращенные христиане думают, что этот праздник такой, как женский день, был в церкви. На самом деле, как выяснилось…

МЕДИНСКИЙ: Не было, да?

ЛЕБЕДЕВ: Приятно так думать, но такого специального женского дня, как и мужского, в нашей традиции – и в народной, и в православной – не было все-таки. Но еще раз говорю, что в последнее время есть мнение такое, как бы такое новое, новейшее предание, что этот день, наверное, неплохо бы сделать таким христианским женским днем, чествовать в этот день женщин.

МЕДИНСКИЙ: Это любопытно.

ЛЕБЕДЕВ: То есть мы вспомнили про Великий Пост и про календарь пасхальный.

МЕДИНСКИЙ: Кстати, заодно мы и спросим наших радиослушателей сейчас: хотели бы они, например, праздновать женский день? Потому что, наверное, отменить его неправильно. В любом случае, это сложившая, глубокая традиция – поздравлять женщин, матерей, жен, девушек…

ЛЕБЕДЕВ: Ну, можно перенести.

МЕДИНСКИЙ: Можно перенести, да, на…

ЛЕБЕДЕВ: А потом, мы забыли еще про один праздник, который имеет, по крайней мере, так сказать, отечественные, если не традиции празднования, то, по крайней мере, трицерковного календаря и истории – это День Петра и Февронии, который вообще-то в минувшем году стал теперь государственным праздником.

МЕДИНСКИЙ: Как?

ЛЕБЕДЕВ: Так. У нас теперь есть государственный праздник. Государственный, прошу не путать, не церковный, хотя это святые. Но в день их памяти – по новому стилю все говорю – восьмого июля 2008 года, вообще-то, теперь в нашей стране празднуется День семьи, любви и верности.

МЕДИНСКИЙ: А… Да, да, да. Это День семьи.

ЛЕБЕДЕВ: Вот, да, да, да. День семьи, любви – вот вам и Святой Валентин – и верности.

МЕДИНСКИЙ: Но, правда, не выходной? Не выходной?

ЛЕБЕДЕВ: Пока нет. Но этот праздник имеет и более серьезную нагрузку, чем День Святого Валентина – ах, святая валентинка! - не имеет феминистическо-пролетарской и вообще советской… ну, как вот…

МЕДИНСКИЙ: Ну, вообще семейный праздник.

ЛЕБЕДЕВ: Вообще прилично ли праздновать так вот советские праздники, чисто советские? Ну, ничего в этот день не произошло.

МЕДИНСКИЙ: Давайте примем звонки. У нас несколько радиослушателей очень долго ждут на линии. Алло?.. Ну, вот, видите, неудобно даже. 730-73-70 – телефон в студии. Звоните, пожалуйста, с вашими вопросами и предложениями по поводу празднования женского, мужского дня и Дня Святого Валентина. Алло?.. Алло?.. Вот, долго мы говорили, и, видимо, звонки сорвались.

ЛЕБЕДЕВ: Возможно.

МЕДИНСКИЙ: Валентин, значит, это 8 июля?

ЛЕБЕДЕВ: 8 июля. Первый раз праздновали. Конечно, корней, традиций празднования, а это важно – собственно, как праздновать праздник?.. Кстати, а как праздновать 8 марта, кто знает? Подарить мимозы или тюльпаны? Тоже никаких нет особенных…

МЕДИНСКИЙ: Раньше надо было провести торжественное собрание.

ЛЕБЕДЕВ: Вот! Концерт, посвященный празднику.

МЕДИНСКИЙ: Концерт, посвященный празднику 8 марта. Подарить три гвоздички.

ЛЕБЕДЕВ: Вот, такой вот советский ритуал сложился, предположим. Ну, День Святого Валентина, поскольку он, действительно, имеет коммерческий характер, он тут же оброс ритуалами. Да, звонок.

МЕДИНСКИЙ: Алло? Добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер!

МЕДИНСКИЙ: Вот, девушка – и мы сразу принимаем без очереди.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Юлия.

МЕДИНСКИЙ: Да, здравствуйте.

ЛЕБЕДЕВ: Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Я очень рада, что вы подняли такую тему, потому что я уже много-много лет, ну, сама для себя, в шутку называю 8 марта выходным днем имени Клары Цеткин, понимаете, потому что он… Ну, никак он не вяжется ни с чем, абсолютно, понимаете. И вот если бы можно было, действительно, перенести на День жен-мироносиц, вот туда, женский день… Но это нельзя просто так перенести и назначить, вот так же, как получилось с Днем семьи. Правда, это было первый раз, но, понимаете, людям надо объяснить, обязательно рассказать, как его праздновать. Не просто дарить женщинам цветы, шоколадки, духи, там, кому что…

МЕДИНСКИЙ: Что тоже неплохо, согласитесь?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, это можно делать каждый день, собственно. Это же никто не мешает, правда? А главное, как праздновать День женщины? Вот за что ее восхвалять? За что ее благодарить? За что ее боготворить, понимаете? Вот за что? За то, какими качествами она обладает. Это надо все продумать. Это нельзя просто так перенести праздник и сказать: «Теперь празднуем не 8 марта, а, допустим, там, десятого мая». Это неправильно будет. Раз этот день падает на воскресенье, всегда будет попадать на воскресенье…

МЕДИНСКИЙ: Хорошо, спасибо. У нас сейчас небольшой перерыв, я так понимаю – продюсеры машут нам из-за стекла, – и после этого мы продолжим беседу с радиослушателями.

ЛЕБЕДЕВ: Ответим на вопрос, да.

МЕДИНСКИЙ: С радиослушателями по поводу 23 февраля. Кстати, вот я нашел в законе точное название этого праздника – 23 февраля и надвигающегося на нас с неукротимой мощью праздника 8 марта.

Реклама.

МЕДИНСКИЙ: Продолжаем наш разговор о праздновании или целесообразности празднования 23 февраля, 8 марта и Дня Святого Валентина. Мы тут вспомнили еще и День семьи.

ЛЕБЕДЕВ: Да еще и май вспомнили.

МЕДИНСКИЙ: Да, 1 мая. И Вальпургиеву ночь накануне 1 мая, и День семьи, который у нас появился в прошлом году. Давайте примем несколько звонков.

ЛЕБЕДЕВ: Давайте, да.

МЕДИНСКИЙ: Алло? Добрый вечер! Алло?.. Все-таки у нас так долго висят наши радиослушатели на линии, что, видимо, с мобильных телефонов, не дожидаются. Так вот, Валентин, знаете, как называется 23 февраля?

ЛЕБЕДЕВ: Да?..

МЕДИНСКИЙ: Это не День защитников отечества.

ЛЕБЕДЕВ: А как?

МЕДИНСКИЙ: Это День защитника – одного – отечества. В соответствии с федеральным законом «О днях воинской славы», 1995 года, 18 января 2006 года Госдума постановила исключить из официального описания праздника в законе слова «День…». А раньше назывался так День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году, представляете? Вот, ну, все-таки как бы вот депутаты здесь, в каком-то смысле историческую истину восстановили.

ЛЕБЕДЕВ: Ну, а что от этого, собственно, меняется? Ну, защитника… Нет, я считаю, что День воина все-таки, несмотря на звонок нашего военного – он говорит: «Я не знаю, что это за праздник» - конечно, я думаю, что со временем – сейчас все-таки меняется жизнь… Может быть, не так быстро, как кажется. Вот наша радиослушательница правильно сказала, что, ну, хорошо…

МЕДИНСКИЙ: Ну, надо привыкнуть, объяснить людям.

ЛЕБЕДЕВ: Новые праздники, да, постановили. Хорошо, а каков обряд? Что делать в эти дни?

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: А, кстати сказать, вообще это ведь проблема. Ведь коммунистическая жизнь, вот эти семьдесят лет, ну практически восемьдесят, но семьдесят – Вавилонского пленения, как знают многие наши радиослушатели, судя по звонкам, я имею в виду Священное писание тогда уж, они стерли всю традиционную национальную жизнь.

МЕДИНСКИЙ: А все-то свелось к торжественным собраниям и гвоздичкам.

ЛЕБЕДЕВ: Да. Ведь вера же передавалась в формах народного благочестия. Вот, давайте возьмем книгу, так сказать, не менее интересную, чем ваша – я имею в виду «Мифы о России» - Шмелева «Лето Господне», да?

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: И посмотрим, как жил народ-то. Ну, что от этого осталось? Какие-то советские приметы и обычаи? «Бутылочку уберите со стола» – это что, народный обычай, пусть даже языческий? Ну, конечно, нет. И таких много.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Все же стерто. Отсюда и интерес, там, скажем, к Дню Святого Валентина. Ну, какое-то оживление, да?

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Вот. Конечно, прекрасный день, святые тринадцатого века: есть и литературный памятник, есть и церковное житие. Действительно, они являются примером любви и верности.

МЕДИНСКИЙ: Это 8 июля?

ЛЕБЕДЕВ: 8 июля, да.

МЕДИНСКИЙ: А что это за история? Расскажите в двух словах.

ЛЕБЕДЕВ: Но как праздновать? Правильно говорят – как праздновать? Ну, это история двух муромских князей, вернее он, Петр, был князем, а она была крестьянкой и вообще не в Муроме, а в Рязани, по-моему, насколько я помню, в Рязанской области тогда. Все это было в тринадцатом веке. Ну, и они встретились. Он поехал туда, для того чтобы исцелиться. Был болен. Она была народной, как сейчас скажут, целительницей: она его исцелила. И он обещал за это на ней жениться. Не выполнил, конечно, как князь, свое обязательство, за что был наказан вторичным заболеванием.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Кожным, неприятным… Я очень сокращенно.

МЕДИНСКИЙ: Ну да.

ЛЕБЕДЕВ: Это можно прочесть вообще и в Интернете, и вообще помимо церковного жития это еще и памятник древнерусской литературы.

МЕДИНСКИЙ: Петр и Ефросинья?

ЛЕБЕДЕВ: Петр и Февронья. Дело все в том, что Давид и Ефросинья, они в монашестве были.

МЕДИНСКИЙ: Так-так, ага.

ЛЕБЕДЕВ: Все правильно. Некоторая путаница в Интернете есть, но это неважно. Можно найти легко.

МЕДИНСКИЙ: И что было дальше?

ЛЕБЕДЕВ: Этот текст составлен в шестнадцатом веке вообще. Дальше все-таки он понял свою вину, и они венчались. Они обвенчались, полюбили друг друга и жили долго и счастливо. Были перипетии в их жизни, потому что они были правителями Мурома, там был боярский заговор, а даже заговор жен сначала, поскольку они не хотели терпеть в качестве княгини простую, в прошлом, крестьянку. Они смиренно удалялись из Мурома, возвращались назад – был знак, и любили друг друга. А в конце жизни явили потом своим потомкам вот как раз образ той самой любви и верности до гроба, а потом ушли, на старости лет, оба, в монастырь: мужской и женский. И скончались в один день.

МЕДИНСКИЙ: В один день?

ЛЕБЕДЕВ: В один день. Ну, они так просили Бога: уйти из жизни в один день. Ну, и Господь исполнил их желания. И они были похоронены, согласно их завещанию, в одном гробу с тонкой перегородкой. Ну, сначала не хотели исполнять такое странное завещание – все-таки два монаха. Понимаете, как это странно вообще?

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Но выходило так, что – есть несколько вариантов житий – в общем, выходило так, что никаким образом похоронить по-другому не удавалось. Вот, просто никак не получались похороны по тем или иным, как бы сейчас сказали, техническим причинам. И, в конце концов, их завещание было выполнено – они были похоронены в одном гробу в Муроме. Ну вот, и до недавнего времени просто они были одними из тех святых, многочисленных святых, которые давали пример вот той самой праведной супружеской жизни, потомкам. И вот сейчас, в новое время, как мы уже говорили, то есть в прошлом году – ну, подготовительный период был раньше – постановили этот день считать Днем семьи, любви и верности. Я считаю, и не только я, что это очень верно.

МЕДИНСКИЙ: Дети были у них?

ЛЕБЕДЕВ: Вы знаете, по поводу детей Житие как-то умалчивает, по крайней мере, насколько я его помню. Может быть, они были бездетными, может быть, были дети. В данном случае, я думаю, это не играет большой роли. Речь идет о любящих супругах, которые жили не теперешними вот этими… Ведь сейчас что мы наблюдаем? Почему нам нужен пример не празднования просто весеннего праздника любви, женского или обоюдного, как День Святого Валентина?

МЕДИНСКИЙ: А некая идея.

ЛЕБЕДЕВ: Как День Святого Валентина, да. Ну, подарили подарки, подарили цветы, ну, провели советское собрание.

МЕДИНСКИЙ: А дальше чего?

ЛЕБЕДЕВ: Постсоветское собрание. Ну, выпили, естественно, все знают, чего скрывать, в этот день-то, да? Дальше что? Ну, как говорят в агентствах брачных, могли и познакомиться. Вот уже польза. Ну, а дальше что? Ну, познакомились. Но у нас же пятьдесят процентов разводов первичных браков по стране и семьдесят в столице!

МЕДИНСКИЙ: Ну да, каждый второй брак.

ЛЕБЕДЕВ: В нашей, северной. Где семья? Где верность-то? Ведь сейчас же браком-то называется отнюдь не житие Петра и Февроньи, да и наших недавних, так сказать, предков-то, а, так называемые, гражданские, пробные, свободные, гостевые и иные браки, что браком, на самом деле, не является. Ни с точки зрения церкви, уж, конечно, в первую очередь, или другой традиционной религии, но и с точки зрения государства. Поэтому, конечно, другое дело – как праздновать? Наверное, со временем появится и обряд. Это сложно. Я уже начал с того, что за семьдесят лет стерты были все народные традиции разных празднований.

МЕДИНСКИЙ: Сейчас…

ЛЕБЕДЕВ: Да, вот звонок – очень хорошо.

МЕДИНСКИЙ: Алло?.. Говорите, пожалуйста. Вот, видите, у нас срываются звонки: что-то с техникой, видимо. 730-73-70. Пожалуйста, звоните. Ваше мнение по поводу празднования 8 Февраля… Ой… Вот, оговорки по Фрейду.

ЛЕБЕДЕВ: Кстати, это по-старому 8 марта…

МЕДИНСКИЙ: 8 марта – женский день, 23 февраля – это у нас…

ЛЕБЕДЕВ: 8 июля у нас был еще, День Петра и Февроньи, вот в чем дело-то, откуда оговорки.

МЕДИНСКИЙ: Да, праздновать или не праздновать? Если праздновать, то как? И оправдано ли то, что у нас так много выходных дней, понимаете? И 23 февраля – выходной день, и 8 марта – выходной день. И после бесконечных зимних каникул, когда же страна-то будет работать? Вот в чем вопрос. Алло? Говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Вечер добрый!

МЕДИНСКИЙ: Да, добрый вечер!

ЛЕБЕДЕВ: Добрый вечер!

МЕДИНСКИЙ: Говорите чуть громче. Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: По поводу 23 февраля, 8 марта, ну, я эти праздники отмечать еще начал в школе, при этом на 23 февраля готовили какие-то утренники, а 8 марта готовили открытки мамам, бабушкам, сестрам. И я как бы привык его праздновать, и, скорее всего, передам эту привычку своему сыну. И я не считаю, что эту традицию надо нарушать, так как праздники не несут в себе ничего негативного. 23 февраля дает мальчикам пример мужественности, а 8 марта дает девочкам пример женственности, ну, и, соответственно, по возрастающей. Так что я не вижу ничего плохого в этом.

МЕДИНСКИЙ: Понятно. Вот, видите, есть у нас традиционные, консервативные радиослушатели, которые считают, что... да…

ЛЕБЕДЕВ: Ну, это как бы, условно, да простят меня политологи, нео-консервативные.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: То есть консервативные не к семидесяти-восьмидесяти лет жизни.

МЕДИНСКИЙ: Ну, молодой голос, да. Алло? Говорите. Вы в эфире. Продолжаем беседовать, понимаете. Вы же слушаете. Проявляйте себя как-то.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Владимир.

ЛЕБЕДЕВ: Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот я внимательно слушал последние где-то полчаса вашу передачу.

ЛЕБЕДЕВ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: И мне кажется, что православные праздники, которые вы предлагаете взамен современным, они все-таки в нашем многонациональном государстве будут ненастоящими, что ли. И вот эти праздники коммунистические, которые были придуманы именно как вненациональные и внерелигиозные, они имеют большое преимущество в нашей большой стране в этом смысле. И, действительно, были придуманы какие-то ритуалы их отмечания, как говорил предыдущий звонивший. Я считаю, что, в общем-то, это вполне того заслуживает, и не нужно какие-то легенды, которые записаны в Библии, раскручивать, и этих мироносиц куда-то там… Мне кажется это все лишнее, непонятное, и доступно только тем, кто глубоко погружен в православную религию, а таких сейчас меньшинство. Таких сейчас меньшинство.

МЕДИНСКИЙ: Спасибо, Владимир. Вот, видите…

ЛЕБЕДЕВ: Да, но это так кажется на первый взгляд. Дело все в том, что мы же говорили о том, что день любви, верности или день, так сказать, прославления женщины или мужественности – эти дни, помимо календарных праздников, которые существуют у каждого народа и у каждой религии… Вы сказали, что наше государство многонационально. Вообще, оно, конечно, в основном православное, но многоконфессиональное. Вот такова правильная формула, ибо от шестидесяти до восьмидесяти процентов нашего народа являются, по крайней мере, по происхождению, вот, то есть культурно-психологически православными. Конечно, не все из них ходят в церковь по-настоящему. Это правда. Но это я так, в порядке отступления. Даже если предположить, что, ну, люди далеки от этого, все равно вот этот корень, само происхождение, сущность этого дня – они оказывают, хотите вы или не хотите… Вот сейчас так хорошо говорит радиослушатель: «Дарим открытки, мам, бабушек поздравляем». Это как бы так все, но равно это, согласитесь, ведь у человека же есть нравственное чувство? Оно не зависит иногда от каких-то внешних обстоятельств. Совесть, она – дело врожденное, данное богом. Так вот, все советские праздники для человека, в общем, нравственно ориентированного, носят определенный такой комиссарский налет. Поэтому вот то самое, о чем он говорит – поздравление бабушек и мам – вполне может быть…

МЕДИНСКИЙ: И в другой день

ЛЕБЕДЕВ: В другой день, конечно. Жены-мироносицы, действительно, сложноваты.

МЕДИНСКИЙ: Ну да.

ЛЕБЕДЕВ: Если иметь календарь.

МЕДИНСКИЙ: Сложны для понимания.

ЛЕБЕДЕВ: И такого традиционно не было. Петр и Февронья вполне подходят.

МЕДИНСКИЙ: Ну да, 8 июля – хорошая дата.

ЛЕБЕДЕВ: А, вот, скажем, тот же день, вместо 7 ноября, ну, установленный праздник – и уже всем понятен, 4 ноября – День народного единства.

МЕДИНСКИЙ: Я думаю, кстати, пара хороших художественных фильмов…

ЛЕБЕДЕВ: Да, День Победы над поляками всего нашего – кстати сказать, ответ нашему радиослушателю – многонационального… ну, русского, но много, действительно, национального и разноконфессионального народа.

МЕДИНСКИЙ: Ну, с учетом того, что это совпадает еще с Днем Казанской Божьей матери, иконой Казанской богоматери…

ЛЕБЕДЕВ: Любопытно, что против поляков встали и казанские татары, почему это праздник важный.

МЕДИНСКИЙ: Да все, собственно, встали.

ЛЕБЕДЕВ: Но ведь покорение так называемой Казани, хотя, на самом деле, тут не совсем, так сказать, правильно история это излагает…

МЕДИНСКИЙ: Это была гражданская война, на самом деле.

ЛЕБЕДЕВ: Да, как бы совершились… Да, вот именно уже…

МЕДИНСКИЙ: Татар в войске Ивана Грозного было больше, чем татар, которые защищали Казань, да.

ЛЕБЕДЕВ: Больше-больше. Но предположим, все равно за пятьдесят лет, за сорок до вторжения поляков.

МЕДИНСКИЙ: Да.

ЛЕБЕДЕВ: Однако все народы вместе, и исповедующие иные традиционные веры, в данном случае, Ислам, поднялись против, так сказать, вот этого нашествия. Вот и праздник единства, так что, причем здесь многонациональность?

МЕДИНСКИЙ: Да. Вот такая интересная тема. Спасибо, Валентин. Вы знаете, мы, наверное, не успеем больше принять телефонных звонков, потому что…

ЛЕБЕДЕВ: Хочу добавить, что вот тут путаница. Ведь коммунистическое – это не многонациональное. Интернациональное – это вненациональное. Это устранение всякой национальной жизни, стирание всякого национального лица: и русского, и татарского, и еврейского. Вот в чем все дело. Мы сейчас просто специально про основные наши веры. И буддийского лица. Это не «интер»… Вот, интернациональный воспринимается как бы как многонациональный.

МЕДИНСКИЙ: Ну да.

ЛЕБЕДЕВ: Это сейчас – да, да и в годы такого либерального коммунизма, но в последние годы, перестройки, скажем, брежневские. А если взять классическую коммунистическую жизнь или задумку, времен той же Клары Цеткин или Троцкого, которого мы сегодня вспоминали, речь идет о полном стирании всякой, любой национальной памяти: и русской, и китайской, и французской.

МЕДИНСКИЙ: Ну, пролетариат не имеет национальности, как известно.

ЛЕБЕДЕВ: Не имеет, да, да, да.

МЕДИНСКИЙ: Поэтому я хочу, Валентин, чтобы окончательно все запутать, прочитать небольшую цитату из газеты «Правда».

ЛЕБЕДЕВ: Так, какого года?

МЕДИНСКИЙ: 1917 года. Официальный орган большевиков, газета «Правда», пишет: «Задолго до войны – ну, имеется виду, Первая мировая война – пролетарский интернационал назначил 23 февраля Днем международного женского праздника». Статья «Великий день», газета «Правда», 7 марта 1917 года.

ЛЕБЕДЕВ: Вот вам, и 23 февраля оказалось…

МЕДИНСКИЙ: Вот так вот, потому что по старому стилю, по новому стилю… Вот такая путаница с коммунистическими праздниками.

ЛЕБЕДЕВ: Это к вопросу о происхождении вообще этих праздников. Сколько версий-то существует.

МЕДИНСКИЙ: Да, ну, в любом случае и День защитника нам нужен, да.

ЛЕБЕДЕВ: Некоторые 8 марта относят даже и к временам древнего Рима, даже так. Но это, так сказать, теория, которая не выдерживает, наверное, проверки.

МЕДИНСКИЙ: Но я думаю, что теперь точно никто из наших радиослушателей не забудет поздравить своих любимых женщин, знакомых, коллег по работе с праздником 8 марта.

ЛЕБЕДЕВ: Ну, теперь, после нашей передачи, наверное… Но все-таки хочу обратиться к нашим радиослушателям, как редактор православного журнала, который утверждает традиционные ценности, что надо все-таки праздновать исконно наши праздники. Вот еще раз слово повторю «традиционные праздники». Конечно, это Пасха, ну, как и для всего христианского мира – я сейчас имею в виду тех, кто считает себя, по происхождению хотя бы христианами – конечно, это Рождество и другие праздники. День защитника отечества – тоже хороший праздник.

Хостинг от uCoz