Радио "Финам-FM" и сайт Skopal.narod.ru представляют:

Архив "Мифов о России"

Мифы о России. Текстовая версия.

Эфир от 01/12/2009
Против "Царя". Об искажении истории в известном фильме.
В гостях: Вячеслав Манягин, писатель и историк.

МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире "Мифы о России", как всегда по вторникам с 8 до 9 вечера. Мы сейчас в коридоре встретили гостей... Мы – это я, Владимир Мединский и наш гость – писатель и историк Вячеслав Манягин. Добрый вечер, Вячеслав.

МАНЯГИН: Добрый вечер, Владимир.

МЕДИНСКИЙ: Мы встретили в коридоре Владимира Рыжкова, выходящего из студии, и сказали, что собираемся беседовать об Иване Грозном. На что Володя сразу сказал: "Отличный фильм видел я – "Царь" – недавно. Про Ивана Грозного". Вот мы как раз об этом фильме говорить и будем вместе с Вячеславом Манягиным. Потому что Вячеслав Манягин, как специалист по этой эпохе и как автор целого ряда книг о жизни и времени правления Ивана Грозного, имеет к этому фильму много претензий. Так, Вячеслав?

МАНЯГИН: Точно так.

МЕДИНСКИЙ: В том числе, претензии к тому, как в фильме изображён конфликт Ивана Грозного и митрополита Филиппа.

МАНЯГИН: Да. Как было заявлено, этот конфликт между царём и митрополитом является основным в фильме, и основной движущей...

МЕДИНСКИЙ: Сюжетной линией.

МАНЯГИН: Да, да, да. Движущей пружиной такой основной. На самом деле, я как бы не буду даже касаться каких-то исторических несоответствий, но дело в том, что сам Иван Грозный никогда не имел никакого отношения к сведению с престола митрополита Филиппа, тем более, к его смерти.

МЕДИНСКИЙ: Я вас прерву на одну секунду, я просто план нашей передачи поясню нашим радиослушателям. Поскольку мы сейчас в прямом эфире, то план такой: первые минут 10-15 мы попросим Вячеслава рассказать его версию событий, конфликта митрополита Филиппа и Ивана Грозного, и вообще, что там было на самом деле. Затем мы хотели бы пригласить к дискуссии всех радиослушателей, а особенно тех, кому удалось посмотреть фильм "Царь". Я скажу честно, сам фильм не видел, поэтому буду полагаться на ваше мнение.

И вопрос, который задаёт вам Вячеслав Манягин, писатель и историк: присоединяетесь ли вы к его мнению, что такие фильмы как "Царь" надо снять с эфира и запретить?

Я поясню. Именно с такой просьбой, снять с проката фильм Павла Лунгина "Царь" обратился Вячеслав Манягин, ни много ни мало, к президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Почему, что стоит за этой просьбой, и разделяете ли вы данную просьбу или нет? После вступления Вячеслава Манягина, пожалуйста, 730-73-70 – телефон в студии. Минут через десять мы будем подключать вас к нашей беседе.

Вячеслав, прежде всего, что было на самом деле? Как конфликт между Янковским и... Кто там играет Грозного?

МАНЯГИН: Мамонов.

МЕДИНСКИЙ: Мамонов. Он такой страшный там, без зубов, по-моему. Вид немного безумный у него.

МАНЯГИН: Не то, что без зубов, у него всё время сверкает один зуб и это, в общем-то, у многих людей создало такую иллюзию, что это изображён вампир. Даже вот в Интернете появилось много "фотожаб", то есть, переделанных изображений афиши, где Иван Грозный нарисован в виде вампира.

МЕДИНСКИЙ: Кровь течёт?

МАНЯГИН: Течёт и кровь, и глаза красные, и вот этот зуб сверкает. Но, собственно, это недалеко от фильма ушло, фильм действительно кровавый, просто кровавый, жестокий фильм. А что касается того, как на самом деле развивались события, развивались отношения между царём и митрополитом, можно сказать одно: на самом деле, всё было сложнее и глубже.

Дело в том, что там была интрига, которая прежде всего происходила внутри церкви, потому что против митрополита выступил не царь, на самом деле, а второе лицо в Русской православной церкви того времени архиепископ новгородский Пимен.

МЕДИНСКИЙ: Ну, давайте с самого начала. Не все наши радиослушатели в деталях знают конфликт между Иваном Грозным и митрополитом. Митрополит – боярский сын, показавший себя блестящим совершенно менеджером, организатором, талантливым проповедником, который, собственно, создал вот это великолепное торгово-промышленно-религиозное предприятие в районе Соловков.

МАНЯГИН: Да, можно и так сказать.

МЕДИНСКИЙ: Пришёл туда простым монахом, продвинулся, стал настоятелем Соловецкого монастыря и в течение нескольких лет превратил Соловецкий монастырь в крупнейший хозяйствующий субъект севера России. Так?

МАНЯГИН: Да, да, да, совершенно верно.

МЕДИНСКИЙ: Исключительно популярен, авторитетен был и в церкви и среди верующих.

МАНЯГИН: Считается, что он ещё был и друг детства Ивана Грозного, хотя, на самом деле, разница в возрасте примерно в 20 лет.

МЕДИНСКИЙ: Друг детства? Мне не очень верится в эту историю.

МАНЯГИН: Я сомневаюсь тоже в этом, да.

МЕДИНСКИЙ: Но, возможно, были знакомы.

МАНЯГИН: Возможно. Хотя, на самом деле митрополит происходит из рода Колычёвых, которые были достаточно оппозиционно настроены к царской семье.

МЕДИНСКИЙ: Ну, знатный боярский род, человек из богатой семьи.

МАНЯГИН: Да, да.

МЕДИНСКИЙ: Что происходит далее? Далее царь, которому нужна поддержка в его борьбе с оппозицией и поддержка, так сказать, действий опричнины, приглашает митрополита из Соловецкого монастыря сюда в Москву.

МАНЯГИН: Ну, прежде всего, он был нужен просто, потому что митрополита не было. Воспитавший Ивана Грозного святой митрополит Макарий уже умер, ещё один митрополит заболел и оставил престол (Афанасий), поэтому, собственно... Ещё третий называется митрополит, но не ясно, был ли он на самом деле митрополитом. И вот, царь приглашает Филиппа из Соловков к себе. На самом деле, опричнина уже в разгаре – это, по-моему, на самом деле был...

МЕДИНСКИЙ: Террор шагает по стране.

МАНЯГИН: ...1566 год, а вовсе не 65-й, но это уже частности. И митрополит, а тогда ещё игумен соловецкий приезжает в Москву, и царь перед освящённым собором, то есть перед поместным собором Русской православной церкви представляет его как будущего митрополита. И оказывается, что собор-то, в общем-то, и недоволен этим.

МЕДИНСКИЙ: Не поддерживает?

МАНЯГИН: Не поддерживает. Более того, требует от царя, как сказано в одном источнике "утолить свой гнев на Филиппа". Хотя, какой там гнев, если человек только что приехал? Но ехал он через Новгород, и в Новгороде уже чем-то отличился. Он заступился за новгородцев перед царём, и вот в ответ на это заступление иерархии Русской православной церкви обращаются к царю с заявлением, что, дескать "в Новгороде этот человек выступал против твоей власти, так утоли свой гнев на него".

МЕДИНСКИЙ: Непонятно.

МАНЯГИН: Да, непонятно. Царь это полностью игнорирует, он говорит, что Филипп будет митрополитом и настаивает на том, чтобы его назначили таковым. Причём, при этом...

МЕДИНСКИЙ: Продавливает кандидата. "Царь я или не царь?"

МАНЯГИН: Царь продавливает. Письменно был заключён договор между царём и митрополитом о том, что митрополит не вмешивается в политические дела и опричнину, а царь не вмешивается в церковные дела. И этот договор строго соблюдался до самой смерти митрополита.

МЕДИНСКИЙ: Письменный?

МАНЯГИН: Письменный. Я в книге даже привожу отрывочек из этого договора с подписью митрополита Филиппа.

МЕДИНСКИЙ: Подобного рода письменные договора между царём и митрополитом...

МАНЯГИН: Нет, это редкость, большая редкость. Я думаю, что больше таких не было. И вот начинается...

МЕДИНСКИЙ: Договор между Медведевым и патриархом Кириллом.

МАНЯГИН: Да, типа того. И начинается странное, потому что иерархия Русской православной церкви, не все, конечно, но достаточное число, человек 5-6, начинают вести пропаганду против митрополита Филиппа. Причём, во главе всей этой борьбы против митрополита встаёт архиепископ Новгородский Пимен. Сначала они обвиняют его, простите, в гомосексуализме.

МЕДИНСКИЙ: Да ладно?

МАНЯГИН: Да, да, да. Они делают донос царю...

МЕДИНСКИЙ: Ну, там царь и сам, если верить...

МАНЯГИН: Нет, ну это неправда.

МЕДИНСКИЙ: Если верить клеветникам России.

МАНЯГИН: Это клевета...

МЕДИНСКИЙ: А Федька Басманов, а Федька?

МАНЯГИН: Это клевета, это происходит из-за того, что англичане неправильно поняли звание "постельничий".

МЕДИНСКИЙ: Серьёзно?

МАНЯГИН: Да. Дело в том, что постельничий – это человек, который всегда спал с царём в одной комнате.

МЕДИНСКИЙ: Ну, так всегда было, это у всех царей так.

МАНЯГИН: Да, да, да. Борис Годунов, например, в своё время был постельничим. Но как бы англичане это перевели как "человек, спящий в одной кровати с царём". Отсюда всякие...

МЕДИНСКИЙ: А Басманов тоже был постельничим?

МАНЯГИН: Басманов? Я сейчас точно не могу сказать.

МЕДИНСКИЙ: Ну, так, он один из кандидатов...

МАНЯГИН: Во всяком случае...

МЕДИНСКИЙ: ...В друзья.

МАНЯГИН: ...Там кандидатов потом много называлось. Поэтому такой вот смешной перевод привёл к тому, что за границей охотно подхватили эту мысль и потом донесли уже до наших историков.

Так вот, что там дальше было с митрополитом Филиппом. Просто не поверил царь в это обвинение, потому что он его хорошо знал и знал его жизнь. Тогда вот эти, скажем так, заговорщики – я подчёркиваю, внутри церкви у него враги были, из епископата – они отправляют, снаряжают специальную комиссию на Соловки из числа как епископов, так и опричников, чтобы там добыть данные против митрополита.

И там они кого, так сказать, подарками, кого угрозами уговаривают 10 человек соловецких монахов, чтобы они подтвердили обвинение против миторополита Филиппа, в том числе и политические обвинения. И собирается собор поместный...

МЕДИНСКИЙ: Обвинения надуманные?

МАНЯГИН: Надуманные, да.

МЕДИНСКИЙ: То есть, это просто внутрицерковная борьба за власть и влияние?

МАНЯГИН: В какой-то мере, да. Но, я думаю, что не всё так просто на самом деле. Там присутствовали политические вопросы, но я не думаю, что сейчас о них стоит говорить – это отдельный разговор. В то же время, пока комиссия работает на Соловках, в Москве духовник Ивана Грозного, который связан с этими заговорщиками, они Ивану Грозному всё время на ухо нашёптывает на митрополита Филиппа.

В конце концов, возвращается комиссия с Соловков с теми монахами, они их привозят в качестве свидетелей, собирается поместный собор, тогда назывался "Освящённый собор", который выносит решение свести митрополита Филиппа с престола. То есть...

МЕДИНСКИЙ: За что?

МАНЯГИН: За неподобающее поведение, подробности там не раскрываются. Ну, вы знаете, как у нас в церкви это делается: свести свели, а за что – догадывайся сам. За неподобающее поведение. Причём, есть данные, что царь до самого конца, пока не было принято решение, он к этому вообще никакого отношения не имел. К нему обращались, его приглашали, он даже на собор не ходил.

Конечно, можно сказать, что это только для вида было сделано. С другой стороны, а кого ему стесняться-то было? Вот Алексей Михайлович не стеснялся, он устроил собор, на котором судили Никона. Пригласили заграничных патриархов, собрал всех своих, пришёл на собор, обругал Никона, свёл его с престола. И всё, некого стесняться. И всем хороший Алексей Михайлович Тишайший.

А Иван Грозный отказался нарушать вот этот договор письменный, который он подписал с митрополитом Филиппом, он оказывается...

МЕДИНСКИЙ: Об отделении церкви от государства.

МАНЯГИН: Ну, можно сказать и так. После чего уже, значит...

МЕДИНСКИЙ: Митрополит Филипп, тем не менее, публично царя осуждал за опричнину?

МАНЯГИН: Вы знаете, опять же, это большой вопрос.

МЕДИНСКИЙ: Ну как вопрос? В нескольких летописях...

МАНЯГИН: Нет, это известно, во-первых, из "Жития митрополита Филиппа", которое было написано в самом конце XVI века, то есть, когда уже умер Иван Грозный, когда умер его сын Фёдор Иванович, который правил 14 лет. При Борисе Годунове это было. И составлено это "Житиё" было человеком, который неудачно охранял митрополита Филиппа, в присутствии которого его и убили. За это его Иван Грозный сослал на Соловки и там он составил "Житиё", с его слов было составлено "Житиё", в котором сказано, что вот такие обличительные слова были. И немецкий шпион приводит эти же слова, правда...

МЕДИНСКИЙ: Это кто, Штаден?

МАНЯГИН: Штаден, да.

МЕДИНСКИЙ: Он, скорее, не шпион, а просто бандит, мелкопоместный бандит.

МАНЯГИН: С другой стороны, он разработал план захвата России и преподнёс его императору австрийскому.

МЕДИНСКИЙ: Ну, это потом, когда его выгнали с русской службы. Мы продолжим беседу буквально через минуту об Иване Грозном и фильме "Царь" и о том, почему, по мнению Вячеслава Манягина, этот фильм надо запретить к широкому прокату. Вернёмся к вам сразу после рекламы.

Реклама.

***

МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Беседуем мы с журналистом и писателем Вячеславом Манягиным о времени Ивана Грозного и о том, насколько справедливо или несправедливо изображено это время в фильме Павла Лунгина "Царь".

Приглашаем вас к общению, 730-73-70 – телефон в студии. Приглашаем тех, кто видел фильм "Царь" или не видел фильм "Царь", понравился или не понравился, на ваш взгляд, правда или не правда, очередное мифотворчество. Понравился ли Иван Грозный в исполнении Мамонова и, на ваш взгляд, был ли он таким или каким-то другим?

Ну, пока мы будем принимать звонки, Вячеслав... И, считаете ли вы, нужны нам такие фильмы исторические или нет, или нам нужны другие исторические фильмы, такие как "Иван Васильевич меняет профессию". Вот мой любимый исторический фильм, Вячеслав!

МАНЯГИН: Во всяком случае, лучше.

МЕДИНСКИЙ: Как там, "не человечьим хотением, но божьим соизволением царь есмь". Вот как говорил! Харизма.

МАНЯГИН: Ну, так это практически прямая цитата.

МЕДИНСКИЙ: Там, кстати, вы знаете, что Михаил Булгаков…

МАНЯГИН: Да, конечно.

МЕДИНСКИЙ: …Активно цитируют первоисточники, в первую очередь Курбского. И практически все слова Юрия Яковлева – это несколько осовремененная и стилизованная... А, не Курбского, а переписку.

МАНЯГИН: Самого, да. Это слова самого Ивана Грозного.

МЕДИНСКИЙ: Самого Грозного из писем к Курбскому, и слова героя Юрия Яковлева, гениальнейшего, на мой взгляд, актёра, просто нельзя сыграть лучше, невозможно, не родился человек, который лучше сыграет, это оригинальная речь Ивана Грозного, только письменная.

МАНЯГИН: Да.

МЕДИНСКИЙ: Как там: "Ловят? Как поймают, Якина на кол посадить. Это первое дело". Некая склонность к насилию всё-таки у Ивана Васильевича присутствовала. Вы действительно обратились к президенту России с просьбой снять с проката фильм Павла Лунгина "Царь"? Почему?

МАНЯГИН: Да, я обратился, но не с просьбой запретить, а с просьбой только снять с проката из кинотеатров.

МЕДИНСКИЙ: Сжигать копию не надо?

МАНЯГИН: Нет, пускай, если люди хотят смотреть, они покупают диски, смотрят...

МЕДИНСКИЙ: А знаете, как горит киноплёнка? У!

МАНЯГИН: Сейчас всё ещё на плёнке делают фильмы?

МЕДИНСКИЙ: Я не знаю, я тут посмотрел фильм Тарантино, я по этому сужу. Он там с помощью киноплёнки сжёг весь Третий рейх целиком, с Гитлером вместе. "Бесславные ублюдки".

МАНЯГИН: Ну да, тоже из области мифов.

МЕДИНСКИЙ: Исторической мифологии, да.

МАНЯГИН: И я попросил просто огородить от этого фильма население, потому что...

МЕДИНСКИЙ: "До 16" поставить?

МАНЯГИН: Желательно так, хотя бы. И показывать ночью по кабельному телевидению. Пожалуйста, кто хочет – пускай смотрит. Потому что, собственно, мне говорят: "Вы сравнили с порнографией". Нет, я не сравнивал с порнографией, я сказал: "Как порнографию, убрать от зрителя, отделить от зрителя". Потому что воздействие такое же на зрителя происходит, на его сознание, как при просмотре порнографии.

МЕДИНСКИЙ: А в чём вред-то?

МАНЯГИН: Вред в том, что у человека сознание изменяется при этом, человек начинает думать о своей родине хуже, чем есть. Вы посмотрите, разве за границей позволят снимать такие фильмы? Разве позволят снять фильм о каком-то президенте США, как о каком-то кровожадном маньяке?

МЕДИНСКИЙ: С одним зубом.

МАНЯГИН: Да, с одним зубом. Не выпустят же фильм о президенте США какой-то гадкий в День независимости 4 июля, как у нас выпустили.

МЕДИНСКИЙ: Джордж Вашингтон однозубый.

МАНЯГИН: Да. У нас выпустили 4 ноября. Извините, это что такое?

МЕДИНСКИЙ: Символично!

МАНЯГИН: В Америке в XIX веке перебили 3 миллиона индейцев и никто не говорит, что президенты США кровожадные маньяки.

МЕДИНСКИЙ: 3 миллиона – плохая цифра, надо говорить 90%. Их же всего там было-то...

МАНЯГИН: Да, практически всех. А кто остался, тех загнали в резервации.

МЕДИНСКИЙ: Да, давайте послушаем наших радиослушателей, только попросим их, поскольку звонков много, говорит сжато, коротко и по делу. Лаконично. Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, да. Меня зовут Андрей.

МЕДИНСКИЙ: Фильм смотрели?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, смотрел премьеру в кинотеатре. В этой части согласен с уважаемым гостем. Действительно...

МЕДИНСКИЙ: Опа, я думал, все сейчас будут гостя поливать грязью, терзать и кромсать.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, почему? С исторической точки зрения, конечно, нельзя этот фильм рассматривать всерьёз, потому что, скажем, лицо царя показано однобоко, с какой-то одной части, не самой лучшей.

МЕДИНСКИЙ: И однозубо.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Можно оценивать только гениальную игру актёров, с этим могу согласиться.

МЕДИНСКИЙ: То есть, Мамонов – гений?

СЛУШАТЕЛЬ: Учитывая, что он непрофессиональный актёр, сыграл он отлично. Талант Янковского никто не обсуждает. Но речь не об этом. Да, это, конечно, художественное кино в прочтении режиссёра, не более того. С историческим кино это не имеет никакого отношения.

МЕДИНСКИЙ: Андрей, а вот вопрос такой, я его всем буду задавать. Вот, знаете, есть один известный фильм, на мой взгляд, очень талантливый фильм талантливого режиссёра, "9-я рота"? Как-то я беседовал с одной мамой двух мальчиков, которым скоро в армии служить, она сказала: "Очень люблю Бондарчука, и фильм хороший и всё хорошо, но я после просмотра такого фильма своих детей в армию не отдам".

Поэтому, вот мне кажется, такие фильмы не решают государственно-патриотическую задачу. Хотя, может, мама неправа. Скажите, вот вы после просмотра этого фильма родину больше стали любить или меньше?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я вообще свою любовь к родине не меряю просмотрами фильмов. Я её люблю...

МЕДИНСКИЙ: Эмоции какие?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я больше люблю смотреть документальное кино о таких событиях, нежели художественное. Эмоции? Ну да, мурашки пробежали в конце, но я для себя чётко отделяю художественное кино от реальной жизни, тем более, от реальных событий, которые там были. Я был слишком молод в это время и не могу судить, насколько это оригинально. Поэтому художественное кино чётко для себя отделяю.

МЕДИНСКИЙ: Хорошо, Андрей. Спасибо за ваше мнение, спасибо большое. Ну, вот так, первый же звонок вас поддерживает. Мне особенно понравилось, что звонящий нам в эфир молодой человек был слишком молод во времена Ивана Грозного, поэтому...

МАНЯГИН: Ну, он, наверное, имел в виду "9-ю роту".

МЕДИНСКИЙ: Ну, конечно, да. Вячеслав, так вот, вы говорите, что эпоха Ивана Грозного сродни нынешней – я просто читаю письмо ваше – эпоха Ивана Грозного сродни нынешней ситуации в России. Почему?

МАНЯГИН: А очень просто. В тот момент, когда Иван Грозный вступил на престол, Россия находилась примерно в том состоянии, в котором наша страна находилась в 90-е годы XX века.

МЕДИНСКИЙ: Лихие 90-е.

МАНЯГИН: Да, да. Смотрите, все западные районы были от России отторгнуты: Украина, Белоруссия и Прибалтика, кстати тоже. Потому что Прибалтика до монгольского нашествия была чётко протекторатом России.

МЕДИНСКИЙ: Ну, там славянские племена вообще-то жили.

МАНЯГИН: Ей владели, с одной стороны – Новгород, а с другой – Полоцкое княжество. И, в общем, достаточно дружно жили с прибалтийскими племенами. И потом, почему потом Прибалтика всю Украину, собственно, до Чёрного моря захватила? Литва. Да потому что они это восприняли просто как смену власти.

МЕДИНСКИЙ: Понятно, враждебное окружение. А дальше?

МАНЯГИН: Смотрите, на юге турки стояли. У нас тоже сейчас на юге турки. Вот все эти проблемы на Кавказе и прочее, на мой взгляд, они имеют к этому отношение. Более того, у нас ещё и Китай большой-большой вырос.

МЕДИНСКИЙ: Юг у нас сложный и был, и есть.

МАНЯГИН: Поэтому, собственно, Россия была тогда со всех сторон окружена врагами. Иван Грозный, вот его заслуга в чём...

МЕДИНСКИЙ: А заговор олигархов?

МАНЯГИН: А заговор олигархов это само собой! Бояре, бояре... Вот тогда, собственно, Россия на перепутье стояла: пойдёт она по пути самодержавия или по пути Речи Посполитой, когда каждый маленький дворянчик имел право королю сказать вето и король ничего не мог сделать. В результате чего Польша и погибла, собственно, была разделена.

МЕДИНСКИЙ: Да, кстати. Потенциал географическо-экономически-человеческий потенциал Западной Руси, как бы сейчас говорили, Польши и Литвы был гораздо выше, чем Московская...

МАНЯГИН: Речь Посполитая была вторая в Европе по величине после России.

МЕДИНСКИЙ: Там и население больше, выход к морю, климат лучше, в стороне от всякой резни англо-франко-германской. Красота, живи себе и радуйся.

МАНЯГИН: Да. И вот она погибла.

МЕДИНСКИЙ: Ну, давайте ещё раз... Мне всё-таки кажется, что это было исключение – звонок в поддержку, звонок против фильма в поддержку вашей позиции. Давайте послушаем ещё. Ой, у нас время заканчивается! 10 секунд.

СЛУШАТЕЛЬ: Александр меня зовут. Я считаю, что вы немножко неправильно акценты ставите. Этот фильм совершенно не исторический.

МЕДИНСКИЙ: Это не я, это Вячеслав Манягин. Я – ведущий.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Этот фильм психологический. Игра Мамонова просто потрясающая, и что мне запомнилось больше всего, что я вынес их этого фильма, когда царь говорит: "Я – это Россия, я помазанник божий. Тот, кто идёт против меня, он идёт против России, он идёт против бога. И поэтому, если я человека распну, если я человека разорву на куски, это во имя России, это во имя господа нашего бога".

Я провёл полную параллель с нашей нынешней сегодняшней властью в России, которые творят всё, что хотят, творят безобразия именем России, именем господа бога прикрываются. Двумя вот этими щитами...

МЕДИНСКИЙ: Вы не обобщайте, не обобщайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Это я высказываю своё частное субъективное мнение о том, что я вынес из этого фильма. Понимаете, мне стало страшно за нашу жизнь.

МЕДИНСКИЙ: То есть, вы считаете, что это правильный фильм?

СЛУШАТЕЛЬ: Исключительно правильный, исключительно полезный фильм.

МЕДИНСКИЙ: Полезный? О, вот мы нашли правильную формулировку, благодаря вам. Полезный и своевременный.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, да.

МЕДИНСКИЙ: 730-73-70. Сразу после выпуска новостей мы подключаем наших радиослушателей. Пожалуйста, не уходите с линии.

Новости.

***

МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер, уважаемые радиослушатели. 730-73-70. Мы обсуждаем вместе с историком и журналистом Вячеславом Манягиным фильм "Царь", фильм Павла Лунгина "Царь", который идёт сейчас в эфире. Нам интересно ваше мнение. Вот мы нашли правильную формулировку – полезный фильм и своевременный или же вредный и несвоевременный? Послушаем наших радиослушателей.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: С моей точки зрения фильм глупый и скучный. Во-первых, удивила внешность Ивана Грозного. Ведь существуют прижизненные гравюры, есть протокол вскрытия гробницы – 1,90 рост, приятное, с улыбкой лицо, все зубы на месте. Кстати, коленные чашечки стёрты, что говорит о том, что человек всю жизнь простоял на коленях, промолился. А здесь какой-то урод с одним зубом. Вот смотрите, Гайдай, снимая весёленький водевильчик, и то озаботился внешностью...

МЕДИНСКИЙ: Красавчик Юрий Яковлев, красавчик!

СЛУШАТЕЛЬ: Действительно, очень похожа внешность именно в изображении... А Лунгин, претендуя на какую-то философскую притчу, даже не озаботился, как выглядел Иван Грозный. И потом, я удивляюсь, почему Лунгин, скажем, не приписал Ивану Грозному создание Холокоста или убийство президента Кеннеди? Понимаете, он действует по принципу, что мёртвый всё стерпит. И когда говорят, что это его художественное видение, но, извините, зачем тогда брать конкретное лицо? Снял бы фильм о каком-то царе, о какой-то стране...

МЕДИНСКИЙ: О Генрихе VIII, например.

МАНЯГИН: О царе Горохе.

СЛУШАТЕЛЬ: Понимаете, тогда это было бы художественное видение. Но зачем лить грязь, как я считаю, на величайшего русского царя, который, кстати, увеличил территорию России в 33 раза.

МЕДИНСКИЙ: Это, Роман, вы творчески преувеличиваете. Мы тут считали, получается у нас в 2 раза всё-таки. Достоверно – в 2 раза.

СЛУШАТЕЛЬ: То есть, Сибирь по сравнению с Центральной Россией, вы считаете, что она в 2 раза только больше?

МЕДИНСКИЙ: Ром, Сибирь всё-таки попозже к нам официально присоединилась.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, это как раз Ермак и как раз именно во времена Ивана Грозного.

МЕДИНСКИЙ: Хорошо, Роман, спасибо за ваше мнение. 2-1 счёт. Ну, всё-таки, мне кажется, Ермак – после Ивана Грозного.

МАНЯГИН: Во время Ивана Грозного, в последние годы.

МЕДИНСКИЙ: Нет, не это первая всё-таки экспедиция. Это последние годы Ивана Грозного, а потом уже Москвин, Бекетов, все остальные...

МАНЯГИН: Ну, дело в том, что Сибирь всё-таки была раньше, она была подчинена Москве до Ермака ещё и платила дань.

МЕДИНСКИЙ: Ну, как вассальная, как вассальная. Но там не вся Сибирь...

МАНЯГИН: Потом там сменилась династия. Конечно, это Западная Сибирь, да.

МЕДИНСКИЙ: Кучум узурпировал, Сибирское ханство.

МАНЯГИН: Это по Оби. Обь, Тобольск, вот эти вот.

МЕДИНСКИЙ: Нет, а потом основные территории, вот Якутия и дальше, это уже при Алексее Михайловиче уже, да. Но вот, тем не менее, мнение такое. Я кстати, хочу прочитать в вашу поддержку интересную цитату Николая Бурляева, нашего замечательного артиста и режиссёра. Интервью в "Известиях": "Я пришёл смотреть "Царя", потому что мне была интересна трактовка Павла после "Острова". Вот "Остров", на мой взгляд, гениальный фильм. "Остров" ведь был настоящим поступком. Я заставлял себя оставаться в зале полчаса, хотя можно было уйти через пять минут, увидев непрофессиональную работу Петра Мамонова. На экране, извините, беззубый бомж, а не царь Иоанн Васильевич. Но, самое главное – историческая трактовка неверная, уводящая нас от истинного понимания сути и образа Ивана Грозного. Я категорически не согласен. И народ как быдло, и царь как упырь, всё это антиисторично". Народный артист России Николай Бурляев. Согласны, Вячеслав?

МАНЯГИН: Абсолютно согласен. Вот это вот слово "упырь" у всех просто непроизвольно вырвалось, именно так изображён Иван Грозный, как упырь.

МЕДИНСКИЙ: Да, надо нам позвать обязательно в эфир в следующий раз Павла Лунгина. Вы в эфире, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Вы знаете, я наоборот звоню поддержать.

МЕДИНСКИЙ: 2-2. Так.

СЛУШАТЕЛЬ: Прежде всего, поддержать игру Петра Мамонова, который... Вот я сейчас слушала и, честно говоря, немножко удивилась. Мне кажется, что он играет совершенно замечательно, давно не видела, честно говоря, такой яркой актёрской игры. Кроме того, если послушать уважаемых господ, такое ощущение, что в начале XVI века у нас все мужчины были ухоженные, знаете, как сейчас модно говорить, метросексуалы с роскошными зубами, с голливудской улыбкой. Вот сейчас сказали, что вскрыли гробницу, увидели все зубы...

МЕДИНСКИЙ: Ну, метросексуалов точно не было.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот, да, меня это очень удивляет. Мне кажется, что, наверное, так выглядели люди в то время. Достаточно неопрятные, может быть, без зубов. Поэтому, мне кажется, эта придирка к зубам точно необоснованная.

МЕДИНСКИЙ: Извините, Мария, я вас перебью. Я всё-таки не допущу, чтобы, судя по всему, симпатичная девушка в эфире занималась антироссийской пропагандой. Я вам советую почитать мою книгу "Мифы о России"...

СЛУШАТЕЛЬ: А причём здесь антироссийская пропаганда?

МЕДИНСКИЙ: Мария, я шучу. У меня такой ироничный стиль ведения. "Мифы о России", том 2, "О русской грязи и..." тра-ля-ля дальше там название продолжается, автор я. Вот там у меня большая глава есть о гигиене в старой Руси.

Знаете, поверьте мне, и выглядели хорошо люди, и зубы не выпадали – об этом говорят скелеты, находки и всё остальное. И знаете, какой возраст средний был? До 80 лет жили люди. До 80, а не до 56, как сейчас мужчины в среднем. Ну, если умирали, естественно, от эпидемий, войн и так далее. Об этом писали все иностранцы, что русский мужик и в 70 лет крепок телом и может участвовать в битве. Если вы посмотрите возрастной состав участников битвы при Куликовом поле, несколько сот человек старше 60 лет. В Западной Европе такие не могли встать. Ну, в принципе, не доживали вообще. Поэтому вы всё-таки наших предков не ругайте, они в баню ходили.

Но, в основном, ваше мнение очень интересно. Спасибо большое, спасибо, Мария. Слушайте, вот я вынужден был девушку перебить. Нехорошо. 730-73-70 – телефон в студии. Кто смотрел фильм "Царь", кто не смотрел, очень интересно ваше мнение. Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня Сергей зовут. Очень приятно слушать вас сегодняшним вечером.

МЕДИНСКИЙ: Это Вячеслав Манягин. Кстати, у него много книг об Иване Грозном. Кто запомнит фамилию – обязательно спрашивайте в магазинах. У меня вот "Апология грозного царя", "Правда грозного царя", и так далее, "Иван грозный без лжи и мифов".

СЛУШАТЕЛЬ: Вот у меня такое мнение по этому поводу. Я считаю, что такие фильмы не то, чтобы необходимы, но они нужны. Я вот услышал, что предложение запретить к просмотру, я считаю, что пусть люди смотрят, задаются вопросом и приходят к правильным ответам на вопросы. То есть, может быть, немножко не в тему, но вот у меня многие друзья начинали историю, скажем так, для себя изучать, с книг...

МЕДИНСКИЙ: Носовского-Фоменко! Ох, я сейчас перекрещусь.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, да, да, вот такого. Понимаете, то есть, Фоменко, всё такое вот. И задаваясь вопросами...

МЕДИНСКИЙ: И втягивались постепенно, втягивались!

СЛУШАТЕЛЬ: Да, втягивались постепенно, и постепенно приходили к правильным ответам на эти вопросы. Я считаю, что, может быть, это немножко неправильно, но нужны такие фильмы. Хотя бы такие, скажем так.

МЕДИНСКИЙ: То есть, пусть расцветают все цветы.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, да, да. А уже потом народ для себя, я считаю, люди, кто будет читать, смотреть, они придут к правильным ответам.

МЕДИНСКИЙ: То есть, если посмотреть фильм Павла Лунгина, потом фильм "Иван Васильевич меняет профессию" и заполировать Эйзенштейном (к сожалению, не сделал нам до конца Ивана Грозного), то получится более-менее объективная картина. А ещё почитать книгу Вячеслава Манягина.

СЛУШАТЕЛЬ: В итоге всё-таки до правильных ответов, я думаю, люди дойдут.

МЕДИНСКИЙ: Спасибо. Ну, безусловно, лучшее историческое кино, чем "Дом-2". Вот здесь я не могу не согласиться с Сергеем, потому что, слава богу, в последние годы у нас хотя бы стали появляться исторические фильмы. Может быть, не все они дотягивают до Эйзенштейна, но, тем не менее.

МАНЯГИН: Я думаю, что это хорошо, что исторические фильмы стали появляться, но всё-таки государство должно уделять больше внимания, тем более, когда оно платит деньги за это.

МЕДИНСКИЙ: Ну, платит оно мало и плохо, к сожалению большому. И плохо определяет темы, самое главное. Мы недавно с Никитой Михалковым беседовали. Всё-таки Никита Михалков – человек, который обладает удивительно высокой планкой государственного мышления и понимания государственных задач. И мы вспоминали как раз вот эти предвоенные годы, помните, перед Великой Отечественной войной, когда появлялись пачками фильмы "Суворов", "Ушаков", "Адмирал Нахимов", "Кутузов". По тем временам блестяще сделанные агитационные патриотически-исторические фильмы. Шли ведь люди в военные училища, понимаете, войну выиграли.

МАНЯГИН: Даже в войну снимали эти фильмы, несмотря на все эти сложности.

МЕДИНСКИЙ: Вывозили "Мосфильм" в Казахстан. Денег не было на хлеб, но в идеологию и в пропаганду вкладывали. 730-73-70. Мы обсуждаем фильм "Царь" вместе с писателем, историком Вячеславом Манягиным. Фильм "Царь" Павла Лунгина о жизни Ивана Грозного. Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня Василий зовут. Знаете, я с интересом посмотрел этот фильм. В общем, у меня мнение настолько "за", что просто "против".

МЕДИНСКИЙ: Так, так, так, ещё раз.

СЛУШАТЕЛЬ: С художественной точки зрения фильм достаточно интересный. Ну, Лунгин как шоумен, умеет снять. Но с точки зрения личности Ивана Грозного, как он её раскрыл, у меня сложилось такое впечатление, что этот фильм – чистой воды заказуха. Ведь множество всяких споров идёт вокруг личности Ивана Грозного, а подобного рода фильмы формируют общественное мнение, и подобного рода фильмами и книгами, в этом же стиле выдержанными, ставят просто такие жирные точки. "Вот видите, какой был царь? О чём вы ещё можете говорить?" Вот такое моё мнение.

МЕДИНСКИЙ: Скажите, а вот образ митрополита Филиппа, на ваш взгляд, перевешивает все минусы образа, созданного Мамоновым?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я на самом деле с одинаковым пиететом отношусь и к Мамонову и к Янковскому как к актёрам и творческим людям. Мамонов, в принципе, сыграл неплохо, по-хорошему, но меня просто коробило, когда он играл царя.

МЕДИНСКИЙ: То есть, на ваш взгляд, просто задача неправильно поставлена?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, абсолютно.

МЕДИНСКИЙ: Мамонов с тем же успехом мог сыграть талантливого, мечущегося...

СЛУШАТЕЛЬ: Шута. Вместо Вани Охлобыстина. А Янковский... Знаете, Янковский меня, честно говоря, поразил, растрогал, прямо скажем. То есть, хотя есть мнение среди православных людей о том, что негоже изображать такие фигуры как мученика митрополита, но, тем не менее, игра была великолепная.

МЕДИНСКИЙ: Ну, почему ж негоже? Фигура-то выдающаяся, вне всякого сомнения.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну вот, опять-таки, среди православного народа существует такое мнение, что святых изображать не стоит.

МЕДИНСКИЙ: Хорошо, спасибо за ваше мнение. 730-73-70. Мы продолжим беседу с нашими радиослушателями буквально через полминуты, после короткой рекламы.

Реклама.

***

МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер. Продолжаем беседу с Вячеславом Манягиным о фильме "Царь" и о личности Ивана Грозного. Я ещё раз призываю наших радиослушателей, поскольку очень много звонков, сжато выражать свою точку зрения, чтобы мы могли послушать как можно больше людей. Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Александр, Москва.

МЕДИНСКИЙ: Здравствуйте, Александр.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы поддержать на сто процентов позицию Вячеслава Манягина. У меня трое детей – два мальчика и девочка – они взрослые. Я верующий человек...

МЕДИНСКИЙ: Большие дети?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, взрослые все. Один, последний, учится в университете. Так вот, я бы не хотел, чтобы они смотрели этот фильм. На запрещать я не могу, а то, чтобы... Ну, не хотел бы.

МЕДИНСКИЙ: А почему? Потому что много крови или потому что плохо поднесена история?

СЛУШАТЕЛЬ: Потому что оболган, он вообще много оболган, наш славнейший, наш лучший царь. Я не беру последнего императора-мученика, но я считаю, что это вообще в истории России лучшая личность. Поэтому... Ну, в общем, всё, вы просили коротко. Я поддерживаю на 100%.

МЕДИНСКИЙ: Коротко и ясно, спасибо большое. Полезный фильм, говорят, видите. 730-73-70. Вы в эфире, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы сказать, что этот фильм поддерживает либеральную концепцию нынешнюю.

МЕДИНСКИЙ: О том, что все цари сволочи? Я не имею в виду одноимённый фильм.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет. То есть, царь тиран, угнетатель, кровопийца и так далее. В духе, так скажем, нынешнего политсовета. Но это совершенно неверно, конечно, я поддерживаю вашего уважаемого гостя. Очень нравится его точка зрения. На самом желе этот фильм по влиянию почти как порно...

МЕДИНСКИЙ: Заводит вас такое кино!

СЛУШАТЕЛЬ: На самом деле, нельзя сравнивать. Хоть этот фильм не исторический, но молодёжь будет думать, что именно так всё и было, что вот царь такой губитель, кровопийца и так далее. Как вы правильно заметили, почему-то никто во Франции Варфоломеевскую ночь и короля уважаемого Карла не снимает в виде кровопийцы, убийцы, и так далее. Хотя гугенотов там было истреблено тоже приличное количество. Иван Грозный, наверное, за всё своё царствование столько душ не погубил.

МЕДИНСКИЙ: Статистика подтверждает вашу точку зрения. Там за одну ночь сильно больше порезали. В Париже...

МАНЯГИН: 30 тысяч.

МЕДИНСКИЙ: 15, ну, по разным оценкам...

МАНЯГИН: По всей Франции – 30 тысяч.

СЛУШАТЕЛЬ: Никто не показал, что Иван Грозный каялся за всех убиенных в период царствования, я так не ошибаюсь если.

МЕДИНСКИЙ: Этого в фильме нет, покаяния нет в фильме?

СЛУШАТЕЛЬ: Были же церковные списки, то есть, он каялся за каждого убиенного. Как собиратель русских земель вполне заслуживает, в общем-то, звания святого царя, потому что он не такой тиран, кровопийца и убийца был. Если посмотрим на Европу, там вокруг в то время такие были личности, что, в общем-то, даже и задумываться не стоит.

МЕДИНСКИЙ: Да, Александр, спасибо за вашу позицию. Ну вот, человек, видите, знает историю. Хотя, действительно, личность Ивана Грозного мифологизирована до крайности. 730-73-70 – телефон в студии. Пожалуйста, ваши вопросы и мнения Вячеславу Манягину. Мы говорим о фильме "Царь". Притягивает личность Ивана Грозного.

МАНЯГИН: Сильные личности всегда притягивают.

МЕДИНСКИЙ: Я даже вам рассказывал, что у меня сегодня вышла новая книга, первый день в продаже, называется "Особенности национального пиара". Посвящена она как раз истории Руси, скажем, до Петра. От Рюрика до Петра. Я не удержался, на обложку поместил репродукцию знаменитой картины "Иван Грозный убивает своего сына", поскольку это самый яркий образ допетровской Руси, другого нет. Хотя мы все знаем, что Иван Грозный сына не убивал.

МАНЯГИН: Ну, во всяком случае, мы с вами знаем.

МЕДИНСКИЙ: Может и бил, но уж точно не убивал. И от ссоры Ивана Грозного до смерти сына прошла не одна неделя.

МАНЯГИН: 3 месяца прошло.

МЕДИНСКИЙ: 3 месяца, да? Ну вот. Это если брать ссору по летописи, когда они поругались там из-за невесты...

МАНЯГИН: Между скандалом... Ну, неизвестно из-за чего поругались, но скандал какой-то был. И между смертью около 3 месяцев прошло.

МЕДИНСКИЙ: Вячеслав, а могу я вас попросить, пользуясь случаем, поскольку у нас до конца эфира минут семь-восемь осталось, и ещё надо несколько звонков принять, через неделю придти к нам, чтобы поподробнее рассказать о деяниях Ивана Грозного? Мы сейчас больше всё фильм обсуждаем, а вот просто информационно о том, что делал Иван Грозный...

МАНЯГИН: С удовольствием.

МЕДИНСКИЙ: Давайте пообещаем нашим радиослушателям в следующий вторник?

МАНЯГИН: С удовольствием.

МЕДИНСКИЙ: Так, исторически, ладно? А сегодня будем на эмоциях. Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Анатолий. Я очень хотел бы сказать, что практически все факты, которые перечисляются об Иване Грозном – это воспоминания беглецов на запад, людей с запада, которые сказали, что они были приняты в опричнину, бежали, рассказали какой ужасный царь, какая ужасная Россия. И они, на самом деле, писали письма к правителям, просили организовать экспедицию против России, чтобы захватить её как колонию.

МЕДИНСКИЙ: Даже составляли соответствующие планы. Да, такие факты есть.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, составляли планы. То есть, на основании таких вот свидетельств формируется взгляд поколения следующего и последующего. Ещё я хотел бы сказать, что, вроде бы даже нет ни одного образца подписи Ивана Грозного. Вот не знаю, насколько это верно.

МЕДИНСКИЙ: Вячеслав, есть образец подписи Ивана Грозного?

МАНЯГИН: Ну, считается, что...

МЕДИНСКИЙ: Ну, есть оригиналы писем, наверное?

МАНЯГИН: Нет. Дело в том, что цари обычно диктовали, но считают, что на полях нескольких летописей есть образцы его...

МЕДИНСКИЙ: Заметки по полям.

МАНЯГИН: Да, да, да.

МЕДИНСКИЙ: Как Сталин, по полям писал.

МАНЯГИН: Лично правил летописи, которые при нём писались, поэтому считают, что это именно его рукой написано.

МЕДИНСКИЙ: Но он пиарщик был выдающийся, внимание летописям уделял серьёзное. Да, Анатолий?

СЛУШАТЕЛЬ: Вызывает удивление то, что нет образцов подписей, нет даже писем, им написанных. Хотя есть известная переписка с Курбским.

МЕДИНСКИЙ: Вот Вячеслав говорит, что он диктовал. Нет, там явно авторский текст, Анатолий. Подделать такую переписку невозможно – Иван Грозный выражался ярко и литературно.

МАНЯГИН: Он был первый публицист вообще, основатель жанра публицистики, между прочим. Наш коллега.

МЕДИНСКИЙ: Кстати, музыку писал Иван Грозный. Знаете, серьёзную церковную музыку.

СЛУШАТЕЛЬ: Удивительно, что подлинников документов нет той поры.

МАНЯГИН: А это неудивительно, потому что очень многое было просто украдено в XIX веке и на Западе продавалось потом.

МЕДИНСКИЙ: Хорошо, спасибо вам за ваше мнение. 730-73-70. Я думаю, что ещё звонка три мы принять успеем. Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Павел. Я хотел бы задать вопрос вам, Владимир: а где можно купить вашу книжку новую? Хотелось бы сравнить, насколько фильм не отображает, как вы говорите историю.

МЕДИНСКИЙ: У меня книга не об Иване Грозном. Там просто Иван Грозный на обложке, убивающий сына. Об Иване Грозном там одна глава, не более того.

СЛУШАТЕЛЬ: Но всё же?

МЕДИНСКИЙ: Во всех больших магазинах. Называется "Особенности национального пиара". Ну, можно по фамилии.

СЛУШАТЕЛЬ: Понял.

МЕДИНСКИЙ: Вот, не на тему вопрос. Спасибо. 730-73-70. Но всё равно хороший. Вы в эфире, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я бы хотела высказаться по поводу этого фильма. Мне очень понравился фильм "Царь". И я очень люблю, кстати говоря, что снимает Павел Лунгин, я очень уважаю этого режиссёра.

МЕДИНСКИЙ: "Остров" смотрели?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я смотрела "Остров", шикарный фильм, мне очень понравился. Я вкратце выскажусь, потому что мало времени, действительно. Очень-очень люблю работы этого режиссёра. И фильм "Царь", да, там есть жестокости, там очень много этого всего. Но, тем не менее, там очень хорошо показано то время, вот то старое время, как люди жили...

МЕДИНСКИЙ: Правдиво показано, на ваш взгляд?

СЛУШАТЕЛЬ: Я как бы в то время не жила, но действительно показано всё правдиво, если учитывать историю, и действительно всё это на самом деле так. Я очень рада и я за этот фильм двумя руками! Я его посмотрела на одном дыхании все части за одни день буквально.

МЕДИНСКИЙ: Здорово. Вячеслав, не могу не попросить вашего комментария. С бытовой точки зрения фильм снят правдиво, реалистично?

МАНЯГИН: А там, собственно, никаких бытовых картин нет. Там есть несколько главных героев...

МЕДИНСКИЙ: Ну, костюмы, виселицы, Кремль, бытовые сцены?

МАНЯГИН: Я бы не сказал, что костюмы слишком близки к реальности, особенно у Охлобыстина. Вообще, вы знаете, я в шоке был, когда увидел, как священник бегает на четвереньках и изображает преданного царского пса. Ну, это настолько неприятно.

МЕДИНСКИЙ: Он, по-моему, попросил патриарха о снятии...

МАНЯГИН: Уже раздумал.

МЕДИНСКИЙ: Уже передумал?

МАНЯГИН: Уже передумал, да. Я думаю, что ему объяснили, что это не очень хорошо будет. Но дело в том, что, собственно, там и народа нет, какие-то сумасшедшие рожи, которые вокруг вот этого частокола деревянного столпились, в котором медведи рвут на части живых людей. И как в римском Колизее, только вот палец вниз не опускали. А так – надутые, красные, перекошенные, орут. И это русский народ? Извините, там же не опричники стояли вокруг этого тына, там какие-то бабы, мужики были. Ну, ясно, если женщина, то это в платочке, не опричники.

МЕДИНСКИЙ: Массовка.

МАНЯГИН: Да. И понимаете, вот это всё такое... Я вот хочу просто девушку спросить. Вам понравился фильм, но вы бы хотели, чтобы ваш ребёнок увидел, как медведь рвёт кишки у человека из живота?

МЕДИНСКИЙ: Там живых куриц, по-моему, режут.

МАНЯГИН: Живых куриц, да. Кстати, это, между прочим, жестокое обращение с животными. Обычно люди пишут в фильмах "ни один заяц при съёмках не пострадал". А тут куриц порубали!

МЕДИНСКИЙ: Вячеслав, у нас заканчивается время. Давайте последний звонок примем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Вы знаете, я хочу в поддержку Вячеслава высказаться. Потому что не только психику разлагает детскую, а оставляет глубокий шрам, может быть. Пока дети вырастут, они долго будут это помнить, будут бояться, возможно, этот просмотр даже отторгнет от истории, от любви к истории, от желания понять историю, потому что страх будет превалировать. Мне кажется, детей надо защищать, безусловно.

МЕДИНСКИЙ: То есть, вы мнение Вячеслава и Бурляева поддерживаете?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Я считаю, что ни в коем случае нельзя в видеофонды для школьников включать. Может быть даже и студентов.

МЕДИНСКИЙ: Хорошо, спасибо большое за ваше мнение. Я думаю, что больше мы уже звонки принимать не будем, наше время подошло концу. Вячеслав, спасибо вам большое за беседу.

МАНЯГИН: Спасибо вам, Владимир.

МЕДИНСКИЙ: Мы, наверное, попробуем пригласить через неделю Павла Лунгина, чтобы услышать и другую точку зрения. Я обязательно за это время посмотрю фильм. А мы вас ждём в следующий вторник с рассказом о жизни Ивана Грозного.

МАНЯГИН: Хорошо, спасибо.

МЕДИНСКИЙ: Да, нам нужны факты. До встречи через неделю, в программе "Мифы о России".

МАНЯГИН: До свидания.

Хостинг от uCoz