Радио "Финам-FM" и сайт Skopal.narod.ru представляют:

Архив "Мифов о России"

Мифы о России. Текстовая версия.

Эфир от 19/01/2010
Загадки судьбы Сергия Радонежского.
В гостях: Константин Аверьянов, д.и.н., сотрудник Института российской истории РАН.

МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире, как всегда по вторникам с 8 до 9 вечера, историческая передача "Мифы о России". Пытаемся говорить о хорошем в нашей истории. Да, это Владимир Мединский, в студии Владимир Мединский. У нас в гостях сегодня доктор исторических наук, сотрудник Института российской истории РАН Константин Александрович Аверьянов.

Константин Александрович, знаете, мы будем говорить сегодня о человеке, которого вроде бы как у нас знают, он в рейтингах, прости Господи, в соответствующей номинации занимает первое место по узнаваемости. Как говорят политтехнологи: "Узнаваемость – это избирабельность". Ну, это когда были одномандатные выборы. Тем не менее, известно об этом человеке крайне мало, несмотря на ту, наверное, большую роль в истории, которую он сыграл как личность, и в политической, и в духовной истории нашей страны. Речь пойдёт о самом известном святом подвижнике в истории России Сергии Радонежском.

Вообще, хочу начать с того, что некоторое время назад средства массовой информации составляли своеобразный рейтинг известности русских святых, и с большим отрывом на первом месте был Сергий Радонежский, за ним следовал Серафим Саровский. Казалось бы, человек, возглавляющий хит-парад, в этом отношении должен быть известен каждому школьнику. Однако выясняется, что практически... Вот я со многими знакомыми беседовал накануне эфира. Никто ничего, кроме как того, что он был и вроде бы что-то там, помог чем-то Дмитрию Донскому, больше не известно ничего, в принципе.

Вот давайте по порядку. Я знаю, что вы серьёзно и долго изучали жизнь Сергия Радонежского. Константин Александрович, может быть, сначала биографию? Кто это такой, родился, учился…

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, действительно, о Сергии Радонежском написано много. Я могу сказать, что, например, в одной только Исторической библиотеке о нём имеется порядка 300 книг и статей. И вот, как ни странно, хоть о Сергии Радонежском знают не только школьники, но и люди более зрелого возраста, рассказать о его биографии достаточно сложно. Почему? Потому что главным источником по его жизнеописанию является "Житиё", которое было написано двумя авторами. Епифанием Премудрым – это один из младших современников Сергия Радонежского, он вместе с ним был в Троице-Сергиевом монастыре...

МЕДИНСКИЙ: Ученик?

АВЕРЬЯНОВ: Ученик, да. И второе жизнеописание было составлено Пахомием Логофетом, который жил уже много позже его кончины. Он был монахом с Афона, приехал сюда в Троицкий монастырь, как тогда называлась Троице-Сергиева Лавра, и ему было поручено составить жизнеописание Сергия Радонежкого.

МЕДИНСКИЙ: То есть, два источника, две составных части.

АВЕРЬЯНОВ: Два источника. И, собственно, почему? Потому что Пахомий Логофет был вынужден писать как бы второй вариант жизнеописания Сергия, потому что Епифаний Премудрый не успел закончить. Он довёл изложение приблизительно до середины жизненного пути Сергия, и позднее скончался в 1418 году.

МЕДИНСКИЙ: Это не была борьба с фальсификацией, попытка переписать биографию Сергия.

АВЕРЬЯНОВ: Нет, естественно. И вот самая главная задача для историков заключается в том, что если вы откроете "Житиё Сергия", да и вообще любой подобный источник, то вы в нём не увидите ни одной даты, кроме даты кончины.

МЕДИНСКИЙ: Рождение тоже неизвестно?

АВЕРЬЯНОВ: Тоже.

МЕДИНСКИЙ: А в Интернете есть, в Интернете всё есть! Wikipedia читайте почаще! 1314 год.

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, с 1314 годом история приключилась следующая. Дело в том, что скоро будет, вернее, хотят отмечать юбилей – 700 лет со дня рождения Сергия. И вот, не далее как в начале сентября в Московском университете состоялся небольшой "круглый стол", там были исключительно специалисты, и мы стали выяснять, когда Сергий родился. Одна точка зрения, что 1322 год, другая точка зрения, что 1314 год. И когда, уже перестав вести дебаты, я задал вопрос одному из организаторов данного мероприятия: "Ну что, какой год?" "Давайте 1314, иначе я просто не доживу до этой даты".

МЕДИНСКИЙ: Можно несколько раз отметить, спонсорские средства освоить.

АВЕРЬЯНОВ: Если мы действительно будем разбираться, когда Сергий Радонежский родился, то, вы знаете, для этого мы с вами должны обратиться к источникам. Вот я уже говорил о том, что "Житиё" было составлено двумя авторами. Естественно, по всем канонам исторической науки нужно смотреть более ранний текст, который был написан Епифанием Премудрым.

И вот, вы знаете, наш сотрудник, доктор исторических наук Борис Михайлович Клосс в своё время проделал очень большую и неподъёмную работу – он просмотрел свыше 400 списков "Жития Сергия". И вот среди этих списков он обнаружил текст, который и принадлежал Епифанию Премудрому. Он сохранился в списке XVI века...

МЕДИНСКИЙ: Это всё копии?

АВЕРЬЯНОВ: Копии, естественно. Подлинников нет. И обнаружил там чёткое указание в этом тексте. Я просто, может быть, зачитаю, как Епифаний Премудрый говорит о том, когда родился Сергий. Он говорит о том, что Сергий родился тогда, когда в Византии правил царь Андроник, в Царьграде царствовал патриарх такой-то...

МЕДИНСКИЙ: Константин Александрович, я вас перебью сразу. Мы вот начинаем сразу углубляться в такие вот... Сразу видно, что доктор наук. Мы начинаем углубляться с вами в такие детали... Понимаете, у нас под сомнение ставится изначально факт Куликовской битвы в литературе. Вот вы зайдите в магазин "Библио-Глобус", там раздел истории, и каждая третья книга отрицает факт Куликовской битвы. Поэтому у меня всё-таки вопросы будут более практические. Сергий Радонежский – историческая фигура?

АВЕРЬЯНОВ: Несомненно, Сергий Радонежский существовал, и об этом говорит не только, так сказать, "Житиё", но и остались от него предметы, будем так говорить, которыми он пользовался. Его захоронение, мощи.

МЕДИНСКИЙ: Мощи есть?

АВЕРЬЯНОВ: Мощи есть, они всегда, на протяжении столетий...

МЕДИНСКИЙ: В Троице-Сергиевой Лавре.

АВЕРЬЯНОВ: Да, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Поэтому сомневаться в существовании Сергия было бы слишком святотатственно.

МЕДИНСКИЙ: Родился примерно в 1300-е какие-то года.

АВЕРЬЯНОВ: 1322 год.

МЕДИНСКИЙ: То есть, вы склоняетесь к 22-му?

АВЕРЬЯНОВ: Да нет, это абсолютно точная...

МЕДИНСКИЙ: Хорошо, это где-то Иван Калита где-то примерно?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, это ещё Дмитрий Михайлович Тверской был тогда великим князем, о чём и говорит Епифаний Премудрый.

МЕДИНСКИЙ: Иван Калита после него?

АВЕРЬЯНОВ: Затем... Иван Калита был с 1328 года.

МЕДИНСКИЙ: А, значит накануне... Ну, нам как москвичам понятно, у нас главные князья – Юрий Долгорукий и Иван Калита. Ну, я в смысле, так сказать, образа Юрия Михайловича Лужкова, то есть, наиболее такие раскрученные две фигуры в Москве из старой русско-московской истории. Итак, родился в какой семье? Давайте немного о семье. Это богатая семья, это бояре или...

АВЕРЬЯНОВ: Родился он в семье ростовского боярина Кирилла. Соответственно, вся семья по преданию жила в небольшом селе рядом с Ростовом. Имеется в виду Ростов Великий. Там, где впоследствии было село Варница.

МЕДИНСКИЙ: Ну, это не олигархи, это не такие бояре, которые в меховых шапках потом в боярской думе заседали? Это бояре, которые рыцари, да?

АВЕРЬЯНОВ: Скажем так, да. Потому что тот же Епифаний Премудрый рассказывает о том, что боярин Кирилл, отец Сергия, он из-за различных, будем так говорить, обязанностей – надо было принимать послов, кормить их – вконец разорился...

МЕДИНСКИЙ: Каких послов?

АВЕРЬЯНОВ: Татарских.

МЕДИНСКИЙ: А чего они ездили к боярину, а не к князю?

АВЕРЬЯНОВ: Ну, пардон, если приезжает посол к князю, кто кормить посла будет? Естественно, боярин.

МЕДИНСКИЙ: А, понятно. То есть, размещал по дворам.

АВЕРЬЯНОВ: Размещал по дворам и кормил. В конце концов, он вынужден даже был разориться.

МЕДИНСКИЙ: Прожорливые были татарские послы!

АВЕРЬЯНОВ: Что же поделать...

МЕДИНСКИЙ: С гаремами, небось, приезжали. Кстати, у них был гаремы в те годы, у Золотой Орды, или не было?

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, история об этом умалчивает. Во всяком случае, вряд ли послы приезжали с женщинами. Но у них была очень большая свита.

МЕДИНСКИЙ: Ну, в свите были, дорога дальняя была, Господи. У нас сейчас будет небольшой перерыв, после чего мы продолжим нашу беседу о жизни самого известного русского святого Сергия Радонежского.

Реклама.

***

МЕДИНСКИЙ: Ещё раз добрый вечер. У нас в гостях, я напомню, Константин Александрович Аверьянов, доктор исторических наук, сотрудник Института российской истории академии РАН. Мы говорим о жизни самого главного известного русского святого, преподобного Сергия Радонежского.

Итак, родился в 1322 году в семье боярина, но разорившегося.

АВЕРЬЯНОВ: Да. Я могу даже сказать, что мы можем установить точную дату рождения Сергия – это выясняется достаточно просто. Дело в том, что в миру Сергия звали Варфоломеем.

МЕДИНСКИЙ: Значит, в день святого Варфоломея.

АВЕРЬЯНОВ: Да. И существовал тогда обычай, что, естественно, ребёнка крестили и называли именем того святого, в честь которого ребёнок и назван.

МЕДИНСКИЙ: У нас потом была такая традиция после революции. Родился 7 ноября – Октябрина.

АВЕРЬЯНОВ: В данном случае Сергия назвали Варфоломеем в честь одного из двенадцати апостолов, память которого празднуется 11 июня.

МЕДИНСКИЙ: А у Варфоломея только один день?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, там несколько дней, но наиболее почитаемый, когда он отдельно празднуется – это именно 11 июня.

МЕДИНСКИЙ: По старому стилю?

АВЕРЬЯНОВ: По старому, речь идёт, естественно, по старому стилю. И вот Епифаний пишет, что имя младенцу дали по прошествии шести седмиц, на сороковой день. То есть, мы делаем очень простой математический подсчёт – от 11 июня отнимаем 40 дней. И вот один из исследователей сделал подобную нехитрую арифметическую операцию, и у него получилось 3 мая 1322 года. Но теперь вопрос к вам на знание математики.

МЕДИНСКИЙ: Сдаюсь!

АВЕРЬЯНОВ: Нет, простите. Шесть недель – это сколько дней?

МЕДИНСКИЙ: 42.

АВЕРЬЯНОВ: 42. И вот тут встал вопрос о том, что историк ошибся. Оказывается, что тогда существовал так называемый "исключающий счёт". Представьте себе день события, потом проходит 40 дней и наступает следующий день, таким образом, 42 дня получается. И в данном случае мы можем говорить о том, что Сергий Радонежский родился 1 мая 1322 года по старому стилю.

МЕДИНСКИЙ: По старому стилю 1 мая не считалось Вальпургиевой ночью?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, нет, это не считалось.

МЕДИНСКИЙ: Слава тебе, Господи.

АВЕРЬЯНОВ: Теперь, самое интересное заключается вот в чём...

МЕДИНСКИЙ: А сейчас считается, кстати. Радиослушателям скажем, что, когда они идут на маёвку, если кто вздумает с красным флагом 1 мая, то это очень неслучайно – Вальпургиева ночь, "Мастера и Маргариту" читайте. Вообще, интересно, чем руководствовалась партия большевиков, когда выбирала это в качестве национального праздника.

АВЕРЬЯНОВ: Сложно сказать. Дело в том, что вы, без сомнения, видели картину Нестерова "Видение отроку Варфоломею". На картине изображён юный Сергий, тогда ещё Варфоломей, и ему является старец. И вот по...

МЕДИНСКИЙ: И он ушёл в монастырь после этого?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, ещё до монастыря было долго. Тут самое интересное вот что, когда Нестеров писал эту картину, считалось, что семейство Сергия переселилось в Радонеж, когда молодому человеку Варфоломею было очень мало лет, порядка 12 лет.

МЕДИНСКИЙ: Радонеж – это где?

АВЕРЬЯНОВ: Радонеж рядом с Сергиевым Посадом село, буквально в десяти километрах от нынешнего Сергиева Посада. И когда мы начинаем изучать историю семьи Сергия, то выясняется, что в Подмосковье будущий Сергий попал очень поздно – он попал туда в 1341 году, когда ему уже было практически 19 лет.

МЕДИНСКИЙ: Ну, это совсем взрослый мужчина уже.

АВЕРЬЯНОВ: Практически да, уже сформировавшийся...

МЕДИНСКИЙ: Женат не был?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, он женат не был.

МЕДИНСКИЙ: А Сергий как сын боярина изучал военное ремесло?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, сведений об этом абсолютно никаких нет.

МЕДИНСКИЙ: Но отец наверняка воевал многократно? Чем ещё бояре занимались?

АВЕРЬЯНОВ: Об этом мы можем только гадать, потому что единственное, что мы знаем, что, когда Сергию было 12 лет, мать его попрекала за излишнее молитвенное рвение.

МЕДИНСКИЙ: Это могли потом придумать летописцы как историю.

АВЕРЬЯНОВ: Нет. Во всяком случае, это вряд ли было придумано, потому что Епифаний, когда составлял "Житё", он подходил действительно как исследователь, пользовался многими источниками, в том числе рассказами о жизни Сергия его старшего брата. Соответственно, тут нужно всё-таки доверять. Но, самое интересное то, каким образом Сергий попал в Подмосковье. Дело в том, что в 1341 году скончался Иван Калита. И по тогдашним обычаям его старший сын Симеон Гордый должен был получать ярлык на великое княжение в Орде.

МЕДИНСКИЙ: То есть, получается, что Калита правил примерно 14 лет, да?

АВЕРЬЯНОВ: Да, с 1328 года он был великим князем по 1341-й. И, понимаете, когда Симеон Гордый прибыл в Орду, естественно, туда прибыли и другие соискатели этого титула. Соответственно, вопрос, как и в XXI веке, решался путём определённых денежных потоков, скажем так, мягко говоря.

МЕДИНСКИЙ: Непонятно, каких потоков?

АВЕРЬЯНОВ: Каких потоков? Московское серебро текло в карманы хана, вельмож ханских, и так далее.

МЕДИНСКИЙ: В смысле, должны были дать денег хану, чтобы он подтвердил ярлык на великое княжение сыну Калиты, поскольку власть не переходила по наследству автоматически, а требовалось...

АВЕРЬЯНОВ: Вы правильно понимаете.

МЕДИНСКИЙ: Требовался указ руководителя о подтверждении полномочия. А там дальше уже местно законодательное собрание голосовало. Понятно.

АВЕРЬЯНОВ: Естественно, Симеон Гордый, будучи в Орде, серебро раздавал татарским вельможам и хану, но у него денег не хватало, и он был вынужден занимать в Орде. И, возвратившись обратно, он, естественно, должен был эти займы как-то восполнять. И вот, чтобы деньги получить обратно, он направляет военную экспедицию в Ростов. И там началось выколачивание денег. И семейство Кирилла, оно решило подальше уехать, их выбор пал на Радонеж – это был небольшой городок...

МЕДИНСКИЙ: Подальше от Москвы, они в итоге приехали в Подмосковье из Ростовской области?

АВЕРЬЯНОВ: Нет. Радонеж входил в состав Московского княжества, но входил в удел младшего сына Калиты и младшего брата Симеона Гордого – Андрея. И вот таким образом...

МЕДИНСКИЙ: А оттуда денег не брал Симеон?

АВЕРЬЯНОВ: Ну как мог великий князь брать со своего младшего брата? Это было бы несколько неэтично. И вот таким образом порядка 19 лет Сергий оказался в Радонеже. И вот здесь постепенно он приходит к мысли о том, что нужно основать монастырь. Он просит отца и мать отпустить его монашествовать, но те говорят, что "пока мы живы, будь добр о нас заботиться". И вот уже после смерти родителей – они умерли вскоре после появления в Радонеже – Сергий не оставляет мысли о том, что ему нужно стать монахом. И случай представился.

Дело в том, что его старший брат, в это время его постигла беда – он потерял жену, остался ребёнок, и он постригся в московском Богоявленском монастыре. Это сейчас находится в Китай-городе, это один из древнейших монастырей Москвы. И вот Сергий вместе с братом решил основать обитель.

МЕДИНСКИЙ: Вдвоём?

АВЕРЬЯНОВ: Вдвоём. Они стали искать место, где это можно было. И вот нашли на берегу речки Кончуры на холме Маковиц место, где в 1345 году ими была основана Троицкая церковь, которая и стала основой Троице-Сергиевой Лавры.

МЕДИНСКИЙ: То есть, Сергию около 20 лет примерно.

АВЕРЬЯНОВ: Ему было – это точно известно – 23 года, когда он основал монастырь.

МЕДИНСКИЙ: И это не дремучий лес был?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, это, собственно, был лес дремучий...

МЕДИНСКИЙ: Вы же говорите "на холме, речка".

АВЕРЬЯНОВ: Нет, холм, лес. Епифаний рассказывает о том, что там проходили стада зверей. Известен эпизод, как Сергий вынужден был кормить медведя, который приходил к нему, и так далее.

МЕДИНСКИЙ: Регулярно ходил?

АВЕРЬЯНОВ: Ну, во всяком случае, есть данные, но сколько раз – неизвестно.

МЕДИНСКИЙ: Медведь Сергия...

АВЕРЬЯНОВ: Сергий кормил его хлебом. Дело в том, что брат побыл с ним буквально несколько месяцев и ушёл обратно в Богоявленский монастырь, где была более хорошая жизнь, в смысле...

МЕДИНСКИЙ: Цивилизация, город. Сделаем здесь небольшой перерыв на новости и после этого продолжим нашу историю о жизни Сергия Радонежского, главного святого России.

Новости.

***

МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер. Продолжаем нашу беседу с Константином Александровичем Аверьяновым о жизни и духовном подвиге преподобного Сергия Радонежского. Перед перерывом мы остановились на том, что медведь хаживал регулярно к Сергию Радонежскому, хаживал регулярно за оброком, тот его кормил хлебом. А хлеб он где брал, сам растил?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, конечно. Как же можно было в лесу вырастить хлеб?

МЕДИНСКИЙ: Делянку там какую-то.

АВЕРЬЯНОВ: Нет, никаких делянок не было. Дело в том, что церковь была основана сравнительно недалеко от Троицкой дороги – это современное Ярославское шоссе. А тогда существовал обычай, что на видном месте, обычно на сосне или другом дереве вешался короб и путник, когда шёл, видел этот короб и знал, что где-то тут живёт отшельник. Поэтому, соответственно, туда давали или хлеб, или какие-то другие продукты, может быть даже какое-то одеяние. И вот, собственно, таким образом Сергий получал какие-то материальные...

МЕДИНСКИЙ: Но сам при этом охотился, собирал?..

АВЕРЬЯНОВ: Нет, он, конечно, собирал там грибы-ягоды, но в основном, конечно, посвящал своё время молитве. И вот, говоря о Сергии Радонежском, конечно, на память сразу приходит одно из самых известных его деяний – благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

МЕДИНСКИЙ: Ну, давайте здесь соблюдём некую хронологию. Двадцати с небольшим лет юноша пришёл, живёт один в лесу, общается с медведем по дружбе. Каким образом он превратился в столь авторитетного человека, к которому сам великий князь поехал за благословением накануне одной из главных битв в истории нашего государства?

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете...

МЕДИНСКИЙ: Как появился монастырь?

АВЕРЬЯНОВ: ...На протяжении четырёх лет или около этого времени Сергий жил в одиночестве. Постепенно к нему начинают приходить монахи, вскоре их число достигает двенадцати, по числу апостолов. Сергий был во главе их. При этом формальным руководителем обители был не Сергий, а Митрофан – это игумен соседнего Ходьковского монастыря, который окормлял их.

А после смерти Митрофана встал вопрос: кто будет игуменом обители? Сергий сначала отказывался, но в итоге братья ему сказала: "Или ты будешь, или мы вынуждены будем покинуть обитель, поскольку..."

МЕДИНСКИЙ: Но двенадцать – это крошечная совершенно обитель.

АВЕРЬЯНОВ: Вот из этого количества, собственно, и возник Троицкий монастырь, который впоследствии разросся в Троицкую Лавру. И вот в 1353 году Сергий становится игуменом, и с этого времени монастырь начинает расти, богатеть. В итоге превратился в то, что мы знаем сейчас.

МЕДИНСКИЙ: Уже строятся каменные сооружения...

АВЕРЬЯНОВ: Нет, пока всё деревянное...

МЕДИНСКИЙ: Вы говорите "расти и богатеть". То есть, Сергий ещё и умелый администратор, эффективный менеджер?

АВЕРЬЯНОВ: В принципе, я бы не сказал. Дело в том, что монастырь был основан на землях, которые принадлежали боярину Кириллу и, собственно, он первоначально был своего рода как родовое богомолье. И за счёт младшего брата, племянника Сергий получал, скажем так, вспомоществования. Эффективным менеджером был ученик Сергия Никон, который сменил Сергия на игуменстве, и вот благодаря Никону, собственно, монастырь и выдвинулся в число одних из главнейших русских монастырей.

МЕДИНСКИЙ: Хозяйственных таких центров уже. То есть, при Сергии монастырь – это, в первую очередь, духовный центр, это не был какой-то богатый хозяйствующий субъект?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, нет, это духовный центр. И, вы знаете, практически с самого начала своего игуменства Сергий основное своё внимание уделяет тому, что начинает миротворческую политику среди раздробленных тогда русских княжеств.

МЕДИНСКИЙ: Вот это вот интересно!

АВЕРЬЯНОВ: Уже в начале 60-х годов XIV века он ездит с миротворческой поездкой в родной Ростов, где мирит ростовского князя Константина с Дмитрием Донским. В 1364 году ездит в Нижний Новгород, где вмешивается в междоусобицу нижегородских князей, которые спорили, кто станет главным среди них. При этом Сергий, как это получше, аккуратнее выразиться, он иногда прибегает к достаточно серьёзным мерам, в частности по указу тогдашнего митрополита Алексея Сергий закрывает церкви в Нижнем Новгороде, стараясь воздействовать на князей.

МЕДИНСКИЙ: Надолго закрыл церкви?

АВЕРЬЯНОВ: Во всяком случае, князья сразу, как только Сергий закрыл церкви, они вынуждены были помириться.

МЕДИНСКИЙ: Ну да, по тем временам закрыть церковь это всё равно, что сегодня закрыть, что получается? Закрыть ЗАГС, все учреждения культуры, школы...

АВЕРЬЯНОВ: И много что другое.

МЕДИНСКИЙ: Практически закрыть метро.

АВЕРЬЯНОВ: Более того, уже после Куликовской битвы он ездит к Олегу Рязанскому, который, по выражению Ключевского, был самым упрямым человеком на Руси XIV столетия. И настолько успешно провёл свою миссию, что впоследствии Москва с Рязанью никогда не воевали на протяжении ста с лишним лет, до падения рязанской независимости.

МЕДИНСКИЙ: Одну секундочку. С какой стати достаточно молодой игумен небольшого монастыря становится таким видным послом доброй воли, миротворцем, такой Кофи Аннан, он ездит и всех мирит между собой? Это что, это его назначили или он сам выдвинулся? Тем более, вы говорите, что он действовал не сам по себе, а от имени митрополита.

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, вещь заключается в следующем, что мы с вами, люди XXI столетия, немножко представляем тогдашнюю эпоху в несколько непривычным для того времени взгляде. Вот Дмитрий Донской. Мы о нём, может быть, можем говорить многое, но несомненно то, что он был выдающимся человеком. Но ведь он прожил всего 40 лет, а за это время успел очень многое. Поэтому люди средневековья, они взрослели очень рано.

Но, говоря о Сергии Радонежском, прежде всего, это духовный авторитет. Потому что... Вот даже приведём тот факт, когда в 1353 году Сергий Радонежский идёт в Москву к наместнику митрополита, поскольку митрополит Алексий тогда был в Константинополе, он приходит к его, будем так говорить, заместителю, а тот говорит: "Я уже знаю и слышал про вас". Тогда люди были на виду.

Естественно, когда тот же митрополит Алексей в тот период, когда Дмитрий Донской был ещё малолетним, он приметил Сергия, поскольку подобные люди с нравственным авторитетом были все наперечёт.

МЕДИНСКИЙ: То есть, можно сказать, что к 1380 году Сергий уже известный общественный деятель.

АВЕРЬЯНОВ: Без сомнения!

МЕДИНСКИЙ: Которого знают многочисленные русские князья, он улаживает конфликты, он пользуется большим авторитетом. Это не просто как некий старец, как его представляют, который сидит всю свою жизнь в лесу и советом врачует...

АВЕРЬЯНОВ: Более того, по мысли митрополита Алексея, именно Сергий должен был сменить его на митрополичьей кафедре. Но Сергий, ищущий, будем так говорить, более спокойной жизни, может быть, и не стремившийся втягиваться в острую политическую борьбу, он отказался. Но, тем не менее, тот факт, что именно Сергия митрополит Алексей видел своим преемником, говорит о его значении.

МЕДИНСКИЙ: Почему Дмитрий Донской накануне Куликовской битвы едет именно к Сергию, а не к митрополиту?

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, по поводу поездки Дмитрия Донского у историков было высказано достаточно много взглядов. Для примера я вам приведу... Если мы с вами посмотрим на календарь тех событий, то, что мы знаем из "Сказания о Мамаевом побоище"? О том, что сбор русских войск был назначен в Коломне, причём войска должны были собраться 15 августа.

МЕДИНСКИЙ: Ну, правильно, на юге, по пути в Орду.

АВЕРЬЯНОВ: Да. Теперь, значит, "Сказание о Мамаевом побоище" сообщает следующее, что поездка Дмитрия в Троицу пришлась на 18 августа.

МЕДИНСКИЙ: После сбора войск. Так.

АВЕРЬЯНОВ: Нет, тут совершенно другое. Дмитрий, вместо того, чтобы идти на юг, он почему-то идёт на север, через три дня после сбора войск. Историки говорили о том, что свидания, во-первых, не было, а если оно было, то, так сказать, перед другим каким-то событием, но не перед Куликовской битвой. Поэтому...

МЕДИНСКИЙ: На ваш взгляд было или не было?

АВЕРЬЯНОВ: Естественно было. Тут пришлось достаточно много разбираться и ломать голову. Как ни странно, для этого пришлось составлять специальный календарь...

МЕДИНСКИЙ: Понятно. План-график.

АВЕРЬЯНОВ: ...На 1380 год.

МЕДИНСКИЙ: Было. Ещё раз: почему к Сергию Радонежскому? Они были давно знакомы, в чём причина, почему?

АВЕРЬЯНОВ: Они, естественно, были знакомы. Причём, Сергий выполнял достаточно большие и важные поручения. В частности именно благодаря Сергию Дмитрий Донской был женат на Евдокии, дочери суздальского князя.

МЕДИНСКИЙ: Познакомил?

АВЕРЬЯНОВ: Он, будем так говорить, принимал участие в переговорах о возможном бракосочетании.

МЕДИНСКИЙ: А, понятно, свой человек. Сделаем здесь небольшой перерыв. У нас ещё впереди 10 минут. Мы говорим о жизни Сергия Радонежского.

Реклама.

***

МЕДИНСКИЙ: Продолжаем нашу беседу с доктором исторических наук Константином Александровичем Аверьяновым о жизни Сергия Радонежского. Константин Александрович, поехал Дмитрий Донской к Сергию Радонежскому, беседовали, получил благословение, получил моральную поддержку. Ну, наверное, Дмитрию Донскому приятно, на душе легче стало. А с точки зрения морального духа войска это имело какое-то значение?

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, да. Дело в том, что, когда Дмитрий Донской, уже приехав к своей рати, он перешёл Оку и перешёл на рязанскую сторону, правый берег Оки принадлежал Рязани, которая была, будем так говорить, негласным союзником Мамая...

МЕДИНСКИЙ: Вот так, да? То есть, рязанцы не участвовали в битве?

АВЕРЬЯНОВ: Они не участвовали в битве. Более того, была договорённость о том, что Мамай будет сотрудничать с Рязанью, и Рязань получит достаточно большой кусок московских владений. И вот в Рязани, узнав о том, что Дмитрий переправился совершенно неожиданно для рязанцев на принадлежащую им сторону Оки, Олег Рязанский собирает своих бояр и те признаются, что где-то за две недели до этого, за 15 дней слышали о том, что Дмитрий Донской вышел из Москвы, более того, его благословил именно Сергий. Это, естественно, говорит о том, что Сергий пользовался авторитетом.

Более того, если мы с вами обратимся к "Сказанию о Мамаевом побоище", там есть и менее известный эпизод, о котором, в общем, многие забывают. О том, что Сергий прислал на Куликово поле письмо, специальное послание с той целью, чтобы ободрить великого князя, и чтобы он сражался против войск Мамая.

МЕДИНСКИЙ: Зачитывалось перед войсками?

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, об этом нам судить достаточно сложно, но тот факт, что это послание было, он достоверен. Зачитывалось оно или нет, но, во всяком случае, сам факт этого послания был известен всем войскам.

МЕДИНСКИЙ: Знаменитый эпизод, когда два монаха Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя выделяются Сергием Радонежским для каких-то целей в помощь Дмитрию Донскому. Именно один из них потом в знаменитом поединке накануне битвы поднимет дух русского воинства.

АВЕРЬЯНОВ: Действительно. Вы знаете, дело в том, что Куликовская битва, вернее приготовления к ней, потребовали отыскать всех не только, что называется, способных носить оружие. Главный недостаток заключался в том, что нужно было найти людей, которые были способны командовать войсками.

МЕДИНСКИЙ: Офицеров.

АВЕРЬЯНОВ: Офицеров, будем так говорить, на современный лад.

МЕДИНСКИЙ: И они были офицерами?

АВЕРЬЯНОВ: Пересвет и Ослябя были брянскими боярами, которые...

МЕДИНСКИЙ: Ну, профессиональными солдатами.

АВЕРЬЯНОВ: Естественно, они умели руководить, строить полки. Естественно, Сергий отдал их Дмитрию, когда тот...

МЕДИНСКИЙ: То есть, они не были профессиональными поединщиками, это не были дуэлянты, скажем так более поздним языком, это были кадровые военные.

АВЕРЬЯНОВ: Кадровые военные, которые ушли в монастырь.

МЕДИНСКИЙ: И именно... Они, по-моему, ещё постриг не приняли?

АВЕРЬЯНОВ: Нет, вы знаете, они уже приняли постриг, но...

МЕДИНСКИЙ: Но это не воспрещалось.

АВЕРЬЯНОВ: В принципе, оборона отечества, она, будем так говорить, допускалась. Более того, Сергий перед их отправлением из монастыря постриг в схиму и Пересвета, и Ослябю. А схима...

МЕДИНСКИЙ: Смертники. Они умерли, ну де-факто.

АВЕРЬЯНОВ: Нет. Пересвет погиб на Куликовом поле...

МЕДИНСКИЙ: Нет, одну секундочку. Монах, постриженный в схиму, де-факто умирает, считается мёртвым уже.

АВЕРЬЯНОВ: Для сего мира – да.

МЕДИНСКИЙ: Поэтому умереть ему не страшно после этого.

АВЕРЬЯНОВ: Не страшно.

МЕДИНСКИЙ: Там же, так сказать... Я хочу напомнить нашим радиослушателям знаменитый эпизод. Пересвет, офицер, сражается с профессиональным дуэлянтом как раз.

АВЕРЬЯНОВ: С Челубеем, поединщиком.

МЕДИНСКИЙ: Который до этого убил в индивидуальных поединках то ли 80, то ли 100 человек.

АВЕРЬЯНОВ: Это я не могу сказать...

МЕДИНСКИЙ: Несколько десятков. То есть, это человек, который всю жизнь занимается только этим. Колоссальной физической силы, профессиональной подготовки. Как говорили, когда они съезжались, он казался раза в два больше Пересвета, просто чисто внешне, физически. Но они убивают друг друга во время этого индивидуального поединка знаменитого перед выстроившимися войсками. И вы понимаете, кто победит – дух войска совсем другой. Но при этом каким-то образом падает с коня, по-моему, Челубей, а мёртвый Пересвет остаётся в седле и конь возвращает его к нашим войскам уже мёртвого. Вот это вот, мне кажется, полумифический эпизод, но, тем не менее, очень интересный.

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, относительно этого эпизода я могу сказать, что в "Сказании о Мамаевом побоище", которое является главным нашим источником по истории Куликовской битвы, подобных деталей нет.

МЕДИНСКИЙ: Ну, они могли быть и придуманы...

АВЕРЬЯНОВ: Они были придуманы в более позднее время более поздними авторами. Но в данном случае примечательно вот что, что "Сказание о Мамаевом побоище" когда перечисляет погибших, будем так говорить, самых знатных бояр, оно специально выделяет Пересвета. Причём, это, в общем-то, с канонической точки зрения являлось не совсем, может быть, правильным, потому что монахов, погибших во время сражений, как правило, не упоминали. Но здесь для Пересвета было сделано исключение.

МЕДИНСКИЙ: Подскажем нашим радиослушателям, что они могут поехать и поклониться могилам Пересвета и Осляби в Москве.

АВЕРЬЯНОВ: Да, в старом Симоновом монастыре.

МЕДИНСКИЙ: Который находится на улице Ленинская слобода. Это не шутка, это серьёзно. Здание одного из заводов, по-моему...

АВЕРЬЯНОВ: "АЗЛК" бывшего.

МЕДИНСКИЙ: Один из заводов внутри "АЗЛК", там потрясающей красоты восстановленный храм, находящийся на чудовищной территории. Я там был недавно. Как раз туда приезжал патриарх Кирилл. Конечно, патриарх был поражён тем, на какой территории какой находится храм, святое место.

АВЕРЬЯНОВ: Не случайно Пересвет и Ослябя были похоронены в Симоновом монастыре. Дело в том, что Симонов монастырь был основан никем иным как Сергием Радонежским, по его благословению, а первым настоятелем был его племянник. Так что, с Сергием связана история не только одной Троице-Сергиевой обители, но и массы других обителей.

И вот примечательно, что если мы с вами посмотрим на развитие монашеской жизни в России того времени, то я приведу вам только две цифры из знаменитой лекции Ключевского, посвящённой памяти Сергия Радонежского. Если за сто лет после татаро-монгольского нашествия на Руси было основано около 30 обителей, то в последующие сто лет было основано 150 обителей. Причём, приблизительно половина из них была основана как самим Сергием, так и его учениками, учениками учеников и сподвижниками.

И вот таким образом школа Сергия Радонежского, она сделала огромный вклад в развитие духовной жизни России и монашества в нашей стране.

МЕДИНСКИЙ: Константин Александрович, два последних вопроса. Мы начали с того, что сейчас некоторые писатели от истории активно отрицают сам факт Куликовской битвы, говоря о том, что ничего не было, оружия не найдено на поле, всё это выдумки. Ну, я не буду цитировать шедевры в стиле того, что битва была, но была на Манежной площади около Кремля – есть и такая точка зрения. Многие пишут о том, что не было ничего. Вы специально занимались этим вопросом, что вы можете сказать?

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, это действительно интересная тема, причём, она требует отдельного разговора. Я думаю, что он когда-нибудь у нас состоится. Битва была, но была она немножко не в той картине, которую мы привыкли видеть, и которая была создана усилиями историков, других учёных в XIX веке. Потому что, если мы с вами посмотрим, то расположение полков и так далее – это было создано людьми XIX века, которые думали о том, что и в XIV веке воевали как в XIX веке. То есть, вытянутые линии войск, засадный полк. На самом деле, всё это было немножко по-другому. И, на мой взгляд, битва была более внезапным столкновением.

Я вам приведу один пример. Ну, из учебников истории вы представляете, что Дмитрий Донской стоял у устья Непрядвы, где она впадает в Дон, а Мамай стоял на Красном холме. И вот если вы посмотрите, будучи на Красном холме, на то место, где стоял Дмитрий, то вы там ничего не увидите, потому что расстояние очень большое. Биноклей в XIV веке не было, они появляются только в XVI веке. И вот хотя бы этот факт говорит о том, что в действительности битва была...

МЕДИНСКИЙ: Эту тему можно подробно обсуждать отдельно. Оружие нашли, я слышал?

АВЕРЬЯНОВ: Нашли, нашли. Это достаточно... Вот к недавнему юбилею, который в 2005 году был, был издан целый альбом вот этого оружия.

МЕДИНСКИЙ: И была она всё-таки на том месте, в районе Куликова поля?

АВЕРЬЯНОВ: В районе Куликова поля, но немножко в стороне от привычной нам картинки.

МЕДИНСКИЙ: Мощи Сергия Радонежского чудеса творят?

АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, когда я писал книжку про Сергия Радонежского, поскольку я всё-таки историк, я сказал: "Богу – Богово, кесарю – кесарево". То есть, я писал только о светской жизни. Но чудеса, они зафиксированы, во всяком случае, каждый желающий может прочитать.

МЕДИНСКИЙ: Спасибо большое. У нас был в гостях Константин Александрович Аверьянов. Мы беседовали о жизни преподобного Сергия Радонежского, 700-летие со дня рождения которого в ближайшие годы будет отмечать, я думаю, вся наша страна, не только Русская православная церковь.

Спасибо за беседу. До встречи через неделю, в следующий вторник, в передаче "Мифы о России".

Хостинг от uCoz