Радио "Финам-FM" и сайт Skopal.narod.ru представляют: |
Архив "Мифов о России" |
|
Мифы о России. Текстовая Версия.
Эфир от 13/01/2009 Встречаем Старый Новый год! История русских праздников Гость: КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ, писатель, историк, культуролог. МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер, дорогие радиослушатели! В эфире авторская передача «Мифы о России». Мы опять будем говорить с вами сегодня о некоем историческом эпизоде, а точнее о праздновании Старого Нового года по разным стилям: по григорианскому, юлианскому. О том, как праздновали Новый год раньше. Кстати, с праздником всех! Я поздравляю истинных славянофилов, патриотов, юлианцев с Новым годом! Сегодня – 13 января. Это, конечно, все неправильно. Это придумал Черчилль. Совсем недавно, в прошлом или позапрошлом году одна из фракций в Государственной Думе под руководством Бабурина предложила перейти на старый юлианский календарь. Представляете? Вот было бы веселье у нас тогда! Я представляю – в студии у нас писатель, историк, культуролог Константин Ковалев. Добрый вечер, Константин! КОВАЛЕВ: Добрый вечер! МЕДИНСКИЙ: Константин – автор многих замечательных книг в серии «Жизнь замечательных людей», «ЖЗЛ» - нашей советской серии. Константин, ну вот скажите, откуда пошло вообще, кому пришла в голову светлая мысль перейти с юлианского календаря на григорианский? Зачем? КОВАЛЕВ: Очень интересная тема на самом деле. Очень многие люди живут и не подозревают, что вот эти громадные каникулы, которые, условно говоря, с 31-го и чуть ли не до самого 14 января… МЕДИНСКИЙ: С 25-го. Скажем честно, а у нас бизнес аудитория такая, она гуляет с 25-го. КОВАЛЕВ: То есть страна гуляет от католического Рождества до Старого Нового года. Вот мне в одном месте – тут я тоже о чем-то сказал, упомянул Старый Новый год – очень такой дотошный радиослушатель позвонил и сказал: «Вы неправильно говорите. Нужно говорить «Новый год по старому стилю». Это официально, а так вообще в народе принято, что Старый Новый год. Например, у меня-то дома уже много лет висит два календаря. Это такое «стерео время». Оно дублированное, то есть один календарь обычный, а другой – назовем его церковный, такой… МЕДИНСКИЙ: Ну, до революции так газеты выходили, до 1917 года, с двумя датами: по-европейски и по-русски. КОВАЛЕВ: Да. Мы же с вами, как историки, понимаем, что у нас же вся история как бы удвоенная. Каждая дата – это на самом деле две даты. Стоит одна дата, а в скобочках другая, особенно до 1917 года, до 1918 года, пока мы не перешли на григорианский календарь. И это беда. Но здесь есть столько парадоксов. Вот, кажется, о них стоит поговорить. МЕДИНСКИЙ: Давайте мы подключим к разговору наших радиослушателей. 730-73-70. И сегодня в честь праздника мы сделаем исключение, и будем включать звонки в прямой эфир на протяжении всей передачи, а не только во второй половине. 730-73-70. Собственно, два вопроса праздничных. Первый: не надо ли нам вернуться к старому календарю или наоборот надо весь мир пытаться подтянуть к нашему? У нас же с Рождеством еще проблемы как бы. Иисус, получается, два раза родился: один раз – в Европе, один раз – у нас. Это первый вопрос. А второй: как вы относитесь к длинным новогодним праздникам, которые сейчас закончились? Вообще, хорошо это ли плохо? Может быть, нам опять же стоит к старому советскому принципу вернуться? 31 декабря – все работаем до четырех часов. В бигудях встречаем Новый год с салатом, и 2-го января все, как миленькие, на работу. Все, как один, 2-го января на работу. Так, между прочим, СССР жил 80 лет. Все нормально. Константин, итак, Старый Новый год. Пока мы ждем звонки в студию, пожалуйста. КОВАЛЕВ: Я уже начинаю, условно, с вами полемизировать, в хорошем смысле слова. МЕДИНСКИЙ: Начинайте. Мы для этого здесь собрались. КОВАЛЕВ: В каком плане? Видите ли, Европа – это только часть огромного земного шара. И то, что Европа живет по григорианскому календарю, и частично некоторые другие страны для удобства, не значит, что так живут все остальные. И мы в этом смысле… Здесь можно считать спорным вопрос о двух Рождествах Христовых, потому что мы являемся наследником Византии. То, что когда-то Иван III женился на Софии Палеолог и династически он стал наследником Византии, а мы назвали себя третьим Римом, это очень громко звучит, но на самом деле, условно говоря, Рим же, собственно, изобретатель юлианского календаря, по которому живет наша церковь до сих пор. Так вот, скорее всего, что, возможно, существует все-таки один день Рождества. Вопрос, какой из них правильный? И с нашей точки зрения это именно 7 января по новому стилю, а, в принципе, это 25 декабря по так называемому старому стилю. А другие-то люди вообще в этом не участвуют. Понимаете, какая штука? Китай живет по своим законам. Мусульмане живут по своим законам. Иудеи… Я просто очень хорошо это знаю, мне позвонил один приятель, бывший одноклассник из Израиля и сказал: «Представляешь, вы тут отмечаете в Москве Новый год, а нам не дают даже отпуска, потому что у иудеев совсем другой Новый год. Он как бы весной, и в этом году он будет 30-го марта». Таким образом… МЕДИНСКИЙ: Меня очень веселит, когда у нас говорят: «Наступил 2009 год – год кого-то»… сейчас… быка, по-моему?.. КОВАЛЕВ: Да, совершенно верно. МЕДИНСКИЙ: Быка или коровы. На самом деле он наступает формально где-то в марте, по-моему. КОВАЛЕВ: В этом году он наступает 7-го февраля. МЕДИНСКИЙ: 7-го февраля, да. МЕДИНСКИЙ: А нет, чуть позже, прошу прощения. МЕДИНСКИЙ: Потому что у них другой Новый год. КОВАЛЕВ: Это я перепутал с прошлым, 2008 годом. Он наступает в этом году позже, год коровы или быка. И это Китай в первую очередь, а это миллиарды населения, то есть существует некое поверие, что 70 % населения земного шара живет по григорианскогому календарю. МЕДИНСКИЙ: Это не так. КОВАЛЕВ: Это не совсем так. МЕДИНСКИЙ: 730-73-70 – телефон в студии, и мы ждем звонков. Что делать с новогодними каникулами? И, может быть, стоит вернуть старый русский григорианский календарь, как предлагала фракция Бабурина? Добрый вечер! СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер! МЕДИНСКИЙ: Вы уже в прямом эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Наталья. Я всех православных поздравляю с Новым годом церковным! МЕДИНСКИЙ: Спасибо. СЛУШАТЕЛЬ: Видите, как совпало, я вернулась из Патриаршего подворья. Сегодня 40 дней, как отошел ко Господу святейший Патриарх. Я прошу православных помянуть его, чтобы Господь не лишил его царствия небесного, простил ему все вольные и невольные грехи. И мы там, кстати, вспоминали. Я недавно вернулась. Мы вспоминали о том, что действительно эти разногласия: и Никол раскол когда устроил, и Петр I, и Екатерина, когда монастыри закрывала… Видите, у нас столько всего. Сесть и проанализировать вот эти двадцать дней… Я бы посвящала вот эти каникулы не бездумному, безмозглому времяпровождению, когда не знаешь уже, видно, что у людей на психике все это… Мы-то, православные, всегда найдем, что делать. Понимаете? Мы съездим в глубинку, мы поможем священнику сельскому, мы позаботимся о ком-то… МЕДИНСКИЙ: Так, вы хотите, чтобы каникулы остались или чтобы?.. СЛУШАТЕЛЬ: Безусловно, я хотела бы, чтобы почитали Шмелева, чтобы почитали православных писателей, которые описывают, как красочно, как с духом русским, православным праздновалось Рождество и так далее, то есть чтобы мы ушли туда, откуда нас выдернули с 1917 года совершенно бандитским способом, шайка вот эта комиссаров в пыльных шлемах. И я поэтому, конечно, за. Пускай так все останется. Очень правильно. МЕДИНСКИЙ: Спасибо. СЛУШАТЕЛЬ: А то, что мы можем притянуть к себе мир в календарном плане? Ну, куда же мы притянем-то действительно всех остальных? МЕДИНСКИЙ: Не притянем. СЛУШАТЕЛЬ: Нам бы самим в традиции удержаться, самим бы Русь спасти православную. С Новым годом! КОВАЛЕВ: Спасибо. МЕДИНСКИЙ: Спасибо, да. КОВАЛЕВ: Я вынужден после такого замечательного звонка все-таки сделать небольшую поправку. Это довольно спорное заявление о том, что мы отмечаем наш церковный Новый год. Это не совсем так. Видите ли, какая штука. Ведь это Петр I привел нас к тому, что мы отмечаем Новый год, как и Европа, 1-го января. Сейчас плюс-минус 14 дней в этом смысле не имеют значения, то есть юлианский или григорианский. МЕДИНСКИЙ: Подчеркнем, что этот указ об отмечании Нового года был издан 15 декабря 1699 года, и в первый раз Новый год мы отмечали в 1700 году. КОВАЛЕВ: В 1700 году, совершенно верно. МЕДИНСКИЙ: Круглая дата как-то сразу. КОВАЛЕВ: Не Новый год первый раз отмечали, а Новый год 1 января. МЕДИНСКИЙ: 1 января, а до этого он был 1 сентября. КОВАЛЕВ: А вообще-то церковный Новый год и церковный календарь начинается – это цикл двунадесятых праздников – с сентября и заканчивается августом, поэтому здесь поздравление с Новым годом как бы уместно, но одновременно не очень. И здесь очень сложно. Нужно прийти к какому-то общему знаменателю. А еще в более старые времена – возьмем четырнадцатый или пятнадцатый века – были периоды, когда церковный год начинался даже не в сентябре, а в марте. МЕДИНСКИЙ: Ну, совершенно верно. КОВАЛЕВ: Поэтому у нас большая путаница в летоисчислении. МЕДИНСКИЙ: Да, сначала мы Новый год отмечали вместе с солнечным вот этим коловоротом – 1 марта, потом 1 сентября было, где-то начиная с Ивана Грозного. И только с Петра I – 1 января. КОВАЛЕВ: Перешли на 1 января, то есть таким образом… МЕДИНСКИЙ: Плюс, мы поменяли еще летоисчисление, то есть до того момента ведь считалось от сотворения мира летоисчисление. Я правильно понимаю? КОВАЛЕВ: Совершенно верно, как историк, вы говорите в самую точку. И здесь это очень интересная тема на самом деле. От сотворения мира мы должны перевести современную дату, прибавить к ней пять тысяч пятьсот восемь лет. И вот это поразительная штука, потому что… МЕДИНСКИЙ: Пять тысяч пятьсот… То есть сейчас у нас 7516 год. КОВАЛЕВ: Совершенно верно, начался семнадцатый, 7517 год. А вот если исходить из этого… МЕДИНСКИЙ: Не надо про семнадцатый год – сразу нездоровая ассоциация. КОВАЛЕВ: Если исходить из этого, то, знаете, например, знаменитый 1492 год был вообще потрясающим. Если мы прибавим пять тысяч пятьсот восемь – это времена Иосифа Володского, Ивана III и невероятной смуты на Руси, когда началась гигантская ересь. И этой ереси был даже подвержен царь Иван III – великий князь. Это потрясающе совершенно, потом он еле вышел из нее. Но дело в том, что тогда получалось, что семь тысяч лет по вот этому календарю от сотворения мира. А вы знаете, что византийская пасхалия, а Византия уже не существовала к этому времени, была рассчитана до семитысячелетия, а дальше никто не знал. Это очень интересная штука. МЕДИНСКИЙ: Все, Константин, мы полностью запутали наших радиослушателей. Давайте от этих цифр отойдем. Итак, мы с 1700 года отмечаем Старый Новый год или новый Новый год отмечаем 1 января. До этого отмечали 1 сентября. И вообще сам принцип отмечать Новый год дважды, по новому и по старому стилю, когда появился приблизительно? КОВАЛЕВ: Это появилось по причине того, что в 1582 году папа Григорий XIII заменил юлианский календарь на григорианский. И таким образом он вырвал из истории цивилизации, в том числе, в первую очередь европейской, практически на то время 11 дней, то есть после 4 октября 1582 года наступило 15 октября сразу же. У нас это тоже произошло, но уже в советское время – в 1918 году, когда Лениным был подписан декрет о переходе на григорианский календарь. Мы тоже потеряли, но уже не 11 дней, а сразу 13. МЕДИНСКИЙ: Потому что там нарастает как бы вот эта разница. КОВАЛЕВ: Да, года же у нас неровные. Високосные года есть, и все время какая-то есть поправка. Она все больше и больше. Я вас скажу так, что, например, в шестнадцатом веке разница была в десять дней, в семнадцатом уже одиннадцать. МЕДИНСКИЙ: Но это означает, что через сто-двести лет нам придется еще раз вносить следующую поправку и опять на несколько дней сдвигать календарь. КОВАЛЕВ: Это очень близко. Например, с 2101 года мы можем уже отмечать… МЕДИНСКИЙ: Какой вы оптимист, слушайте! «Это очень близко, с 2101 года…» Так, у нас вот много идет звонков в студию. КОВАЛЕВ: Да, так Рождество попадет на 8 января. МЕДИНСКИЙ: Что нам делать с новогодними праздниками? И правильно ли сделал Ленин, присоединившись к Европе и перейдя с юлианского на григорианский календарь? Сейчас примем несколько звонков. Добрый вечер! СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер! МЕДИНСКИЙ: Да, вы в студии. МЕДИНСКИЙ: Владимир. Подмосковье. Касательно моего мнения, праздновать нам или не праздновать, моя точка зрения такая, что нужно прекратить вот этот балдеж в стране. Нужно, чтобы Правительство создало условия для работы как можно большему кругу субъектов хозяйствования. Это все равно, в какой ситуации балдеть: или возле лампады или с бутылкой водки. Значит, сократить эти праздники и приступить к работе, засучив рукава. У меня вот бабушка говорила… МЕДИНСКИЙ: Ну, это правильно. СЛУШАТЕЛЬ: Говорила про бездельников такую фразу, скорее всего, и от прабабушки это пришло: «Каждый день Иванов день, через день – Казанская». Это вот про бездельников, то есть им все равно, когда праздновать. А поскольку у нас ситуация, мы еще не осознали, то есть некоторые не осознали, некоторые еще в ней находятся по полгода, единственное пожелание – это как можно скорее создать нормальные условия, для того чтобы обеспечить работой бизнес. КОВАЛЕВ: Спасибо. МЕДИНСКИЙ: Да, спасибо за ваше мнение. Давайте еще примем звонок. Добрый вечер! Ростислав Игнатьевич, алло? СЛУШАТЕЛЬ: Да? МЕДИНСКИЙ: Вы в эфире, говорите. СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы, во-первых, выразить искреннюю благодарность автору передачи, который поднял исключительно важные вопросы, касаемые России. Мифы о России сегодня – это главный вопрос. Об этом свидетельствуют наши братья-славяне по газу с Украины. МЕДИНСКИЙ: Спасибо. СЛУШАТЕЛЬ: Это, во-первых. Во-вторых, что касается праздников, так это очевидная глупость, направленная на спаивание народа в глубинке. Нужно поднимать производство, как предыдущий товарищ сказал, заниматься делом, а не пьянством. Заниматься самопалом могут в любое время дня и ночи те, кому это неугодно. А те, которые на сегодня заинтересованы, чтобы были эти зимние праздники, они приводят к страшнейшим трагедиям в районе… вы знаете… МЕДИНСКИЙ: Спасибо большое. Ну, так вот, наши радиослушатели – все-таки, видимо, люди, которые занимаются бизнесом. Вы понимаете, Константин? Не хотят они праздновать долгие каникулы. КОВАЛЕВ: Не хотят. К этому часто добавляют еще одну проблему, что когда у нас Рождество 7 января по новому стилю, то идет же рождественский пост. И то, что начинается к Новому году, и отмечание Нового года петровских времен, то есть с 31 декабря на 1 января идет так: люди садятся за стол. Кто-то может поститься, кто-то не очень, но в основном идет как бы в хорошем смысле слова или, может быть, даже в плохом смысле слова, загул. МЕДИНСКИЙ: То есть это кощунство. КОВАЛЕВ: То есть, как сделать так, чтобы это все не совпадало? То есть это один из аргументов, почему надо закончить не только выходные, но и перейти на григорианский календарь, чтобы Рождество было перед Новым годом, чтобы пост заканчивался, и можно было бы спокойно отдыхать или гулять. Так я по этому поводу хочу сказать очень важную, на мой взгляд, вещь. Дело гораздо серьезнее, чем просто пост или застолье. Гораздо серьезнее! Есть традиции, которые, возможно, не очень просто и, может быть, не совсем нужно нарушать. Вот мы об этом говорили, потому что у празднования Рождества или вообще у традиции Старого или Нового года есть религиозная основа. И с этим нужно считаться, тут ничего не поделаешь. И в этом смысле человек, который понимает это, не будет пускаться ни в загул, ни во что. Он отметит Новый год, может быть, даже торжественно, хорошо и красиво… МЕДИНСКИЙ: Пост начинается 7 января? КОВАЛЕВ: Пост заканчивается 7 января. МЕДИНСКИЙ: Заканчивается 7 января? КОВАЛЕВ: Совершенно верно. МЕДИНСКИЙ: То есть, получается, что уже после 7-го можно?.. КОВАЛЕВ: Да, то есть Старый Новый год, как мы говорим, отмечается уже по первой программе, то есть «до первой звезды»… Помните? МЕДИНСКИЙ: А, понятно. Давайте примем еще несколько звонков. Итак, что делать с новогодними праздниками? И прав ли Бабурин, предлагая перейти к григорианскому календарю? Добрый вечер, вы в эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Максим. Москва. МЕДИНСКИЙ: Спасибо, да. Давайте попробуем только коротко, а то у нас очень много звонков, Максим. СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо. У меня тогда к гостю вопрос такой. Он говорит о том, какой из двух календарей правильный с точки зрения традиции. И он ответил, на самом деле, на мой вопрос, который я хотел задать. Большое ему за это спасибо. А есть ли разница между двумя этими календарями с точки зрения астрономии, потому что календарь как бы отражает в первую очередь именно планетарный цикл? Вот идентичны ли они в этом плане и разница только на 14 дней или есть какое-то существенно другое различие? Ну, и про каникулы скажу, что, конечно, загул этот нужно прекращать, потому что смотреть на своих сотрудников, которые… МЕДИНСКИЙ: Страшно, страшно смотреть на них. СЛУШАТЕЛЬ: Они после выхода на работу еще несколько дней тратят на то, чтобы из этой комы выйти. МЕДИНСКИЙ: А представляете, как в Европе? То есть они 2 января все на работе, а то и 1-го. А у нас ведь только началось. СЛУШАТЕЛЬ: Так вот, чем раньше на работу выйдут, тем скорее в себя придут. МЕДИНСКИЙ: Да, да, да. Спасибо, Максим, за ваше мнение. В отношении астрономии, Константин? КОВАЛЕВ: Ну, что же, если вопрос ко мне, я постараюсь ответить, хотя я не являюсь астрономом, но, тем не менее, я родился рядом с планетарием, и все свое детство там провел. Так вот, что я вам хочу сказать? МЕДИНСКИЙ: Впрямую относитесь, впрямую. КОВАЛЕВ: Одно дело – астрономия, а другое дело – жизнь человека. Если сейчас кто-то нам скажет, например, - это я прямо с ходу, пришел такой образ в голову, - что какая-то черная дыра в какой-то галактике влияет на нашу жизнь, вы что, броситесь изменять свою жизнь? Дело в том, что внутренняя жизнь человека и черная дыра, или, скажем, даже астрономические вычисления – это вещи, иногда не совсем сопоставимые. Что я имею в виду? Многие говорят, что старый юлианский календарь неудобен. На самом деле он гораздо более точен, чем григорианский. И это особый разговор. Это первое. Второе, кстати, господин Бабурин предлагал перейти не на григорианский календарь, а на так называемый новоюлианский. МЕДИНСКИЙ: Наоборот, на юлианский предлагал. КОВАЛЕВ: На новоюлианский. МЕДИНСКИЙ: Ну, на старый, который был до 1917 года. КОВАЛЕВ: Он предлагал в смысле, что вообще государству перейти? МЕДИНСКИЙ: Да, в том-то и дело, что он предлагал перейти всему государству на старый, дореволюционный календарь и таким образом повести Россию по отдельному пути. КОВАЛЕВ: Это все равно, что переименовать все города и улицы, понимаете. МЕДИНСКИЙ: Да. КОВАЛЕВ: Это несопоставимые затраты. Не хватит всех наших бюджетов и фондов, которые у нас есть, и нефти, и газа, чтобы это сделать, потому что это колоссальные затраты. МЕДИНСКИЙ: Ну да. КОВАЛЕВ: Это, конечно, очень сложно. А вот по традиции жить мы можем. А перейти на новоюлианский календарь, который совпадает с григорианским… Эту штуку тоже придумали некоторое время назад, и по новоюлианскому календарю живут некоторые государства, в том числе, и Греция. И вот они совпадают, и будут совпадать с григорианским до 2800 года, а потом начнутся расхождения. Но за эти восемьсот лет… Вы же понимаете!.. МЕДИНСКИЙ: Да, даже с вашим оптимизмом вы так далеко не заглядываете. КОВАЛЕВ: Да. МЕДИНСКИЙ: Итак, 730-73-70 – телефон в студии. Мы говорим о том, что делать с новогодними каникулами, вспоминаем 1700 год, когда Петр I своим указом ввел празднование Нового года 1 января взамен 1 сентября, а также новое летоисчисление. Алло?.. Сорвался у нас звонок сейчас. 730-73-70 – телефон в студии. Я вот, кстати, хочу вам напомнить о том, что такой Санта-Клаус. Константин, вы знаете, что такой Санта-Клаус? КОВАЛЕВ: Конечно. Кто же не знает? МЕДИНСКИЙ: Ну, вот кто, по-вашему? КОВАЛЕВ: Я путешествовал даже по его местам. Это святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых на Руси. И он служил в Мирах Ликийских, где я бывал, специально брал машину напрокат из Анталии. Это очень легко сделать. Советую очень многим, кто бывает в Турции, по серпантинной дороге, мимо знаменитых Кимер, где там извергаются языки пламени из недр земли, вы попадаете в Миры Ликийские. И там, к сожалению, в таком, полуразваленном состоянии находится этот замечательный кафедральный собор, где он служил. МЕДИНСКИЙ: В смысле, святитель Николай? КОВАЛЕВ: Да. А мощи его находятся в Италии, в Баре. Как мы знаем, очень много мощей православных святых, огромное количество, многие даже не подозревают паломники… МЕДИНСКИЙ: Вы что сказали? Вы сказали, что Санта-Клаус родом из Турции? Вы же понимаете, что вы сейчас подорвали основы финского туризма? КОВАЛЕВ: Нет-нет, он не родом из Турции. Он служил там, будучи епископом Мир Ликийских. МЕДИНСКИЙ: Но в Финляндии он был? КОВАЛЕВ: С Финляндией – это особый разговор. Финляндия, как и многие северные страны… МЕДИНСКИЙ: Понятно… Те, кто на Новый год едут в Турцию, они едут на родину Санта-Клауса. КОВАЛЕВ: Они хотят нас слегка материализовать. Они хотят сделать вид, что Санта-Клаус – это просто некий такой старичок в колпачке. А на самом деле Санта-Клаус – это Святой Николай, буквальный перевод. МЕДИНСКИЙ: Понятно-понятно. 730-73-70 – телефон в студии. У нас есть еще несколько секунд, чтобы принять один, наверное, телефонный звонок. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! МЕДИНСКИЙ: Да, добрый вечер! СЛУШАТЕЛЬ: Я вот по поводу праздников скажу. Я считаю, что эти праздники надо, конечно, оставить. И я объясню вам, почему. Потому что я вот в советское время работала, мне тогда было тридцать три года. И, конечно, вы правильно сказали, что до четырех работали, второго – на работе. Потом, Рождество, конечно,… Скажем так, люди уже такие, опытные по возрасту граждане понимали, что есть такой праздник. А нам, молодежи, это было… Ну, в общем-то, тогда от церкви были тогда отлучены очень многие граждане… МЕДИНСКИЙ: То есть, оставить надо праздники? СЛУШАТЕЛЬ: Я считаю, что да. Я думаю, что нормальный человек, умный, здравомыслящий, найдет, чем заняться в это время, а, конечно, пьяница, если он пьет, гуляет и ему все равно, он будет и… МЕДИНСКИЙ: Спасибо. Вот видите, есть и такое мнение. Вот женщины – они гораздо либеральнее. У нас сейчас выпуск новостей, и мы вернемся к вам через несколько минут. Пожалуйста, звоните нам. 730-73-70. Новости. МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер! 730-73-70 – телефон в студии. Мы беседуем с писателем Константином Ковалевым, писателем-историком. Мы принимаем звонки в отношении двух вопросов. Прав ли бы Петр I, вводя Новый год 1 января? Может быть, надо было бы в сентябре, после урожая? Хорошее настроение, тепло опять же. И как вообще вы относитесь к этим длинным новогодним каникулам, которые сегодня у нас наконец-то официально заканчиваются? Мы обещали принять несколько звонков. Люди давно уже ждут. Добрый вечер! СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! КОВАЛЕВ: Здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ: Сергей. Москва. По первому вопросу, прав или не прав Петр I, я думаю, что прав. Он нас ввел в Европу и хотел, чтобы мы жили, как в Европе. МЕДИНСКИЙ: Как лучше, а получилось как всегда. СЛУШАТЕЛЬ: Ну, человек делал то, что мог. МЕДИНСКИЙ: И будь, что будет. Хорошо. Давайте. СЛУШАТЕЛЬ: А по поводу праздников я тоже думаю, что пусть будут. Тот, кто хочет работать, пусть работает. Я, например, с семьей эти праздники провел, и с дочкой маленькой по елкам всяким время провел. МЕДИНСКИЙ: Но не долговато ли? Может быть, хватило бы между 1 и 7 января? А у нас по 12-е число. СЛУШАТЕЛЬ: Вот я теперь весь год буду работать, и дальше что? Наработаюсь еще. МЕДИНСКИЙ: Спасибо. КОВАЛЕВ: Вы знаете, что еще интересно? Петр не вводил праздники, он ввел Новый год, но не вводил праздники. МЕДИНСКИЙ: Да, но там 1 января, в ночь на 1 января немного по ассамблеям с Меньшиковым гуляли, а потом все работали. КОВАЛЕВ: Да, все работали. МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер! СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! МЕДИНСКИЙ: Говорите, не стесняйтесь. СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Вячеслав. Я целиком и полностью согласен с предыдущим звонившим, потому что я тоже считаю, что тот, кто работает, посвящает себя работе, своей профессии, ему лишний раз отдохнуть... МЕДИНСКИЙ: Гулять – так гулять. А вы где работаете? СЛУШАТЕЛЬ: В смысле, где? КОВАЛЕВ: Ну, в какой сфере? СЛУШАТЕЛЬ: Я работаю программистом. МЕДИНСКИЙ: В компании? СЛУШАТЕЛЬ: Да. КОВАЛЕВ: Жизнь за компьютером. СЛУШАТЕЛЬ: Жизнь за компьютером, да. КОВАЛЕВ: Вы знаете, что поразительно? У многих народов в Европе, особенно в Средиземноморье, в странах, которые у этого моря, есть такое понятие, как фиеста, то есть между часом и четырьмя, то есть вот эти два часа, иногда даже пятью, люди, даже хоть атомная бомба будет падать, все будут спокойно обедать, отдыхать и даже спать. Это позволяет разделить сутки надвое, то есть люди работают, не покладая рук, утром и весь вечер иногда допоздна. Ну, представляете, что на Средиземном море?.. МЕДИНСКИЙ: Там такая жара просто днем, что работать невозможно. КОВАЛЕВ: Согласен, но вот этот отпуск, если его сложить вместе в течение года, накапливается в месяц, если не меньше. Это не отпуск, это просто время, которое свободно, поэтому дайте русским, когда нежаркая погода, хотя бы после Нового года в снегу покупаться, дайте возможность отдохнуть. МЕДИНСКИЙ: Такая фиеста. КОВАЛЕВ: Я считаю, что надо оставить выходные. Вопрос, как их использовать. МЕДИНСКИЙ: Это фиеста по-нашему. КОВАЛЕВ: Это фиеста по-нашему. МЕДИНСКИЙ: На дворе минус двадцать, а у нас фиеста. Вот это да! Русский путь особый, и Константин Ковалев это доказывает. Добрый вечер, вы в студии. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! МЕДИНСКИЙ: Да. СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Андрей. Я все-таки за то, чтобы мы убрали вот эти большие выходные, то есть необходимо, безусловно, оставить праздники: первое число, точнее Новый год, тридцать первое и первое, седьмое, возможно, но, собственно, и все. Может быть, второе. Это уже, так сказать, отдельно надо решать. МЕДИНСКИЙ: Для особо загулявших первого. СЛУШАТЕЛЬ: Да. Дело в том, что мы, как страна, интегрированы во всемирную экономику. И вот эти вот наши газовые конфликты это показывают. И нам необходимо просто учитывать особенности, интересы как нашего бизнеса, как нашего государства, так и наших субподрядчиков, что ли, наших… МЕДИНСКИЙ: Ну, партнеров. СЛУШАТЕЛЬ: Партнеров, то есть я вот с таким посылом выступаю. МЕДИНСКИЙ: Ну да, то, что весь мир ошарашен, когда он второго числа никуда, никому не может дозвониться, разве что в пресс-службу «Газпрома», это факт. Спасибо, Андрей, за ваше мнение. КОВАЛЕВ: Коротенькая ремарочка. Я хотел бы сказать, вы знаете, что Новый год и все, что вокруг него, это high season в туристическом бизнесе? Это период, когда наибольшее количество людей куда-то едет или отдыхает, так же, как в конце июля или в августе. МЕДИНСКИЙ: Ну, high season заканчивается в Остине, вообще в Европе, в Альпах где-то числа третьего-четвертого января. КОВАЛЕВ: Ну, конечно, там все сдвинуто. МЕДИНСКИЙ: С двадцать пятого по второе-третье. КОВАЛЕВ: С двадцатого, с двадцать третьего по третье. МЕДИНСКИЙ: Им очень выгодно, а уж потом едут русские. КОВАЛЕВ: Да. А у нас все немножко сдвинуто. Так почему бы нам не воспользоваться этим временем, для того чтобы хорошенько не просто отдохнуть, а потратить это время, например, на познание мира, на паломничество, на открытие каких-то интересных мест, на чтение, на воспитание детей? Как правильно сказал один человек, который сказал: «Я посвящаю это время семье и детям». Ничего в этом страшного нет. Может быть, не до десятого, может быть, до седьмого, до Рождества действительно. А дальше уже и не надо. Потому что по-другому и не получится. Праздники первого или второго, потом седьмого, а еще суббота и воскресенье – все равно это выходные, получается. Никуда тут уже не деться. Другое дело, что зависит все не от внешней формы, кто назначает эти праздники, а от нас самих, нашего внутреннего желания. МЕДИНСКИЙ: У нас праздники такие длинные получаются, Константин, потому что у нас, по-моему, я боюсь ошибиться, но, по-моему, второе, третье, четвертое – это официально нерабочие дни. Мы приняли их нерабочими днями в Государственной Думе, когда в свою очередь убирали седьмое и восьмое ноября, в порядке компенсации. Я лично абсолютно убежден, что седьмое и восьмое ноября нужно было убрать, потому что это не праздник, а дни траура. КОВАЛЕВ: Согласен. МЕДИНСКИЙ: Если разговаривать серьезно, каким праздником может быть дата, которая раскалывает общество и обрекает его на гражданскую войну? Но вот стоило ли делать подмену - это непонятно. Если бы второе, третье и четвертное января были рабочими днями, тогда выходные бы переносились на них, и седьмое число было последним праздничным днем. И восьмого бы все шли на работу. В этом случае, скажем, с тридцать первого декабря, обеда до седьмого января включительно это было бы не так трагично. КОВАЛЕВ: Это разумно, совершенно верно. МЕДИНСКИЙ: Это были бы те же самые рождественские праздники, что и во всем мире, только со сдвигом на нашу специфику. КОВАЛЕВ: На наше сознание. МЕДИНСКИЙ: Да, на нашу дату Рождества. КОВАЛЕВ: А так и было раньше. Было первое, второе… МЕДИНСКИЙ: Второго был рабочий день у нас. КОВАЛЕВ: Предположим, но, по-моему, второго был выходной. МЕДИНСКИЙ: В России он мог быть иногда выходным. В СССР второе было рабочим днем, но седьмое число тоже было рабочим днем, никакого Рождества никто не признавал. КОВАЛЕВ: Совершенно верно, но как бы люди все равно готовились, а там попадали еще какие-нибудь выходные. И в результате люди все равно прогуливали работу, не ходили, отпрашивались, еще что-то было. Потом, представляете, после выходных новогодних или еще там парочка выходных подбегает, какое-то предприятие запустить на один, два дня, чтобы потом опять его закрыть? МЕДИНСКИЙ: Ну да. КОВАЛЕВ: Это, кстати, с точки зрения экономики даже хуже. МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер! Сергей, здравствуйте! Вы дождались – вы в эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Алло? Это я в эфире, да? МЕДИНСКИЙ: Да, это вы в эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Да, здравствуйте! МЕДИНСКИЙ: Мы тоже в эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Да, мы тут все в эфире. Из Москвы, из пробки звоню. Вы знаете, я не бизнесмен. Вот вы говорили, что как бы бизнесмены против. Но я очень резко против. Я считаю, совершенно возмутительно это. И даже возмутителен сам вопрос, что мы его ставим – да или нет, как хорошо или нет красть серебряные ложечки в гостях. Понимаете, мы крадем. Мы крадем у самих себя, мы крадем у государства. И все это оправдывать… МЕДИНСКИЙ: Сергей, а вот можно вам вопрос? СЛУШАТЕЛЬ: Да. МЕДИНСКИЙ: Если бы эти каникулы были бы не как сейчас, с тридцать первого как минимум, а то и с тридцатого по двенадцатое, а если бы они были действительно с тридцать первого вечером по седьмое включительно, то вы бы как к этому относились? СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, все равно много, все равно много. Я бы сказал, что тридцать первое, первое и второе – это для меня выше крыши. КОВАЛЕВ: А кто вам мешает сидеть в это время и что-нибудь строгать или пилить, то есть работать? МЕДИНСКИЙ: А ничего не работает. Вы знаете, даже банки не работают. Все банки не работали в стране до одиннадцатого января. КОВАЛЕВ: А кто мешает вообще человеку просто в этот момент заняться каким-то делом? МЕДИНСКИЙ: Ну, это вопрос. По-моему, Сергей уже отключился от нас. СЛУШАТЕЛЬ: Нет-нет, я не отключился. Я здесь. КОВАЛЕВ: Вы же не бизнесмен – вам банки не нужны. А сделать табуретку? СЛУШАТЕЛЬ: Понимаете, я же говорю какие вещи. У меня, скажем, отец больной – ему нужно больницу. Операции все в больницах переносятся на эти две недели. У меня тоже вот личная проблема, я с телевидением связан, а Красногорский архив закрыт на две недели. У меня две программы слетают поэтому. И так далее. И столько мелких вещей! Я уже не говорю о моральном ущербе, который мы все несем. Мы все воспитаны в этой идее халявы. Вот нам еще раз при попустительстве государства дают вот эту халяву. И как говорит слушатель до меня: «Как же? Я еще наработаюсь за целый год». Вот вы понимаете, мы в России с этими нашими проблемами и остаемся, что мы за целый год наработаемся еще. МЕДИНСКИЙ: Да, потом надо отдохнуть между первым и девятым, это да. СЛУШАТЕЛЬ: Да. МЕДИНСКИЙ: Спасибо, Сергей. КОВАЛЕВ: Я бы вот тут все-таки к фиесте припомнил Уинстона Черчилля, который тоже разделил свою жизнь пополам. И, как известно, он своей собственной рукой, без секретарей, написал многотомные труды – историю рода Черчилля и историю Англии. И его спрашивали: «Когда же вы успели? Вы же были премьер-министром и вообще занимались всю жизнь политикой». Он сказал: «Я сделал себе двойную жизнь. После часа дня, как средиземноморские жители, спал, раздевшись, в постели. Это очень важная деталь, заметьте. Я не просто прилег». И таким образом он из одних суток сделал двое. Он себе сделал выходной. И даже, как он говорил: «Если будут бомбить Лондон, я все равно будут спать, для того чтобы потом управлять страной». МЕДИНСКИЙ: Но работал до глубокой ночи потом. КОВАЛЕВ: То есть дело в самих людях и в подходе к этим выходным дням, а не в выходных днях, как таковых. МЕДИНСКИЙ: Хорошо. Давайте еще примем несколько звонков. 730-73-70. Говорите. СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер! Я за эти праздники, за длинные. Мы когда ссылаемся на Европу, на ее опыт, говорим, что вот, Европа пять дней гуляет, мы забываем, что в Европе не принято работать после шести вечера, в то время, как… Алло?.. МЕДИНСКИЙ: Да, да, и вообще все закрыто, и банки тоже. СЛУШАТЕЛЬ: В то время как у нас в порядке вещей, когда люди остаются, причем часто их не заставляют, просто люди, занимаясь любимым делом на своей работе, как мои сотрудники, например, могут… КОВАЛЕВ: Под вашим мудрым руководством. СЛУШАТЕЛЬ: Ну, мудрое оно или нет, это судить им и моим учредителям, но они работают. Я думаю, им это нравится. И застать их на работе в девять-десять вечера – это обычная история, притом, что люди взрослые, семейные, естественно, у всех *. И я считаю, что эти праздники для них было вполне достойной компенсацией за вот эту переработку. МЕДИНСКИЙ: Как вы думаете, они радовались тому, что он от вас отдыхали, или наоборот они очень хотели продолжать сидеть до девяти часов вечера? СЛУШАТЕЛЬ: Поскольку не работала вся страна, то я думаю, что они были рады отдохнуть, опять же, пообщаться со своими семьями, которых они очень долго не видели. КОВАЛЕВ: Спасибо за поддержку. Я с вами согласен, например. МЕДИНСКИЙ: Спасибо. 730-73-70. Смотрите-ка, все нам звонят, все линии заняты. Это о чем говорит? О том, что… КОВАЛЕВ: Настрадались люди после Нового года. МЕДИНСКИЙ: Настрадались, да, настрадались. Добрый вечер! СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер! МЕДИНСКИЙ: Да, в эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня Юрием зовут. Я хотел бы высказать свою точку зрения по поводу праздников. Я согласен с тем, чтобы мы отмечали Новый год так, как установил Петр. И я категорически не согласен с праздниками, и я объясню, почему. Я – доктор. Чтобы как бы вступить полемику с предыдущим слушателем, который говорил о том, что у него отец болен, вовсе экстренные операции не переносятся. Это, во-первых. Во-вторых, по поводу работы, когда люди говорят о том, что хочешь – работай, не хочешь – не работай, ведь даже являясь, к примеру, руководителем предприятия или каким-то начальником, я не могу заставить своих подчиненных выходить на работу в официальный праздник. На мой взгляд, ваша точка зрения по поводу с первого по седьмое включительно верна. Это мой взгляд. МЕДИНСКИЙ: Золотая середина. СЛУШАТЕЛЬ: Да. И по поводу фиесты, дело в том, что это слово произносится несколько по-другому – называется сиеста, первая буква «Сергей». Во-вторых… КОВАЛЕВ: В разных странах по-разному. МЕДИНСКИЙ: В конце новогодних праздников удивительно, что мы вообще смогли произнести внятно это слово, а вы нас еще поправляете. СЛУШАТЕЛЬ: Я так просто сравнение привел. И касаемо трудолюбия испанцев, итальянцев, вы знаете, это вообще очень удивительные люди, на мой взгляд, природная лень которых превосходит все вообще известные рамки. Единственное, скажем, только арабы более ленивы. Это люди, которые найдут массу причин, для того чтобы не работать. И вот эту самую сиесту они объясняют той жарой, которая у них в это время. МЕДИНСКИЙ: Да. СЛУШАТЕЛЬ: Поэтому я не знаю. Мне кажется, по поводу Нового года все правильно с Петром, потому как действительно мы интегрированы в мировую экономику. И по поводу праздников, семи дней хватает, потому как, если больше, я наблюдаю в связи со своей специальностью огромное количество людей в неадекватном состоянии, уже, извините, просто перепитых. МЕДИНСКИЙ: Скажите, вот врачам прибавляется работы в эти праздники или наоборот? СЛУШАТЕЛЬ: Дело в том, что разным врачам по-разному. Травматологам прибавляется, безусловно, хирургам прибавляется. МЕДИНСКИЙ: Вы не нарколог? СЛУШАТЕЛЬ: Нет. Травматологам прибавляется, прибавляется хирургам, а также хирургам прибавляется работы восьмого и девятого числа, когда бабушки разговеются и, собственно, все начинается у них после длительного поста. Вот таким образом. Спасибо большое. МЕДИНСКИЙ: Спасибо вам. Вот видите, все-таки люди практических профессий, Константин, хотят, чтобы работали, больше работать. И руководители хотят больше работать, обратите внимание. КОВАЛЕВ: Но до седьмого числа же… МЕДИНСКИЙ: Вот обратите внимание, как только нам звонят руководители, менеджеры среднего и высшего звена, они хотят работать, а программисты хотят отдыхать КОВАЛЕВ: Странный порыв, понимаете, потому что, если человек хочет работать – найди себе работу. Этот порыв, я бы сказал, какой-то такой теоретический. По поводу сиесты в Испании, но фиесты в Греции я хочу сказать такую вещь, что благодаря тому, что… МЕДИНСКИЙ: А в Греции фиеста, да? КОВАЛЕВ: Да, но фиеста и сиеста – это одно и то же, это синонимы. Дело в том, что я никогда не видел, чтобы люди так упорно работали всю свою жизнь. И я не согласен с тем, что, я не знаю, сколько раз – я хотел спросить, но не успел – этот товарищ, который звонил, был в Испании. Но дело в том, что эти страны не были бы столь удачно построены и выстроены в своей жизни, если бы люди не работали. Греки работают так: они встают в шесть-семь утра, потом вкалывают до обеда. Потом у них сиеста-фиеста, а после этого они работают до часу ночи, потому что открыты рестораны, вы понимаете, всякие кабачки. Они все закрываются только глубокой ночью. Это чудовищный труд. Люди вкалывают по-настоящему. МЕДИНСКИЙ: Просто, понимаете, мы смотрим на них с точки зрения туристов. КОВАЛЕВ: Да. Мы думаем, что они тоже отдыхают, как и мы. МЕДИНСКИЙ: Что они тоже в таком же расслабленном состоянии, как и мы. Я наблюдал как-то за стройкой в Испании. И вот в 7.00 молоточки начинают стучать: тук-тук… Да? КОВАЛЕВ: Да. МЕДИНСКИЙ: Потом сиеста, причем там, в час дня на стройке нет ни одного человека, что нас, конечно, очень всех шокировало. КОВАЛЕВ: Да. У нас рабочий день начинается в девять, люди приходят к десяти, заканчивается он в шесть-семь, но люди уходят уже в пять. И более того, если мы сделаем рабочими днями вот эти праздники, которые некоторым людям очень нужны, то тогда человек вот так же будет позже приходить и раньше уходить, но в результате все равно работы не будет, понимаете? МЕДИНСКИЙ: Ну да. Давайте примем еще несколько звонков. Алло, добрый вечер?.. Так, вероятно, отключился мобильный телефон. Алло? Здравствуйте, вы в эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер! Леонид. Вы знаете, я не молод, пятьдесят пять с небольшим. МЕДИНСКИЙ: А голос молодой у вас. Наверное, обманываете нас. СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо большое. КОВАЛЕВ: Голос резвый. СЛУШАТЕЛЬ: Мне не очень интересно обмануть. Я могу сказать по тому времени, которое называется «совок». Ведь все равно в завуалированной форме после праздников гуляли все и только прикрывались этим. Находили любой повод, чтобы сесть, отметить, отлынивать, так что то, что сейчас сделано, это как бы официальное, нормальное явление. Хочешь пить – пей дома. МЕДИНСКИЙ: Констатация факта. СЛУШАТЕЛЬ: Да. Поэтому это надо оставить. Это нормальные выходные. Нормальный человек найдет, чем себя занять. Я – технический руководитель, причем очень высокого уровня. И я считаю, что при нашем напряженном ритме… Вот те, кто говорят, в девять пришли на работу, в десять начали работать, в пять уже никого нет… Да ни в одной коммерческой фирме так не работают. Это относится, видимо, к бюджетникам, и то к очень малой сфере, потому что в коммерческой фирме тебе так работать не дадут. Я по своему напряженному ритму сужу и по ритму работы других людей знаю. А у нас их немало, порядка ста пятидесяти работает, и работа очень ответственная. МЕДИНСКИЙ: Леонид, до седьмого или до двенадцатого? СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, что? Оставить статус кво – так, как есть. МЕДИНСКИЙ: Спасибо. КОВАЛЕВ: У нас разве до двенадцатого? У нас, по-моему, до десятого? МЕДИНСКИЙ: У нас нет, у нас до десятого. КОВАЛЕВ: Но все равно попадает много? МЕДИНСКИЙ: Но получается так, что как раз многие коммерческие фирмы – обратите внимание, что одиннадцатого Москва была полупустой, мы говорим сейчас о Москве – явно еще не вышли на работу. Одиннадцатое-то воскресенье получилось. На работе эти люди появились вчера. КОВАЛЕВ: Так же люди ждут Старого Нового года. МЕДИНСКИЙ: Двенадцатого, да. КОВАЛЕВ: Обычно елки у нас стоят до четырнадцатого включительно, поэтому у нас на самом деле не двенадцатое. МЕДИНСКИЙ: Некоторые говорят, до майских праздников жена все пилит и пилит: «Вынеси елку, вынесли елку…». КОВАЛЕВ: Но меня порадовал этот звонящий. Надо гордиться своим своеобразием. Мы – уникальная страна. Мы имеем такие праздники, и надо сказать: «Вот мы имеем, а вы – нет» другим странам. МЕДИНСКИЙ: У нас нет сиесты, но зато ого-го… Добрый вечер! Алло?.. Вот она, специфика мобильной связи в городе Москве. Алло?.. КОВАЛЕВ: Специфика заторов. СЛУШАТЕЛЬ: Да, да, да. МЕДИНСКИЙ: Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер! Сергей меня зовут. Вот, в общем, по поводу праздников, что бы хотел сказать? Считаю, что нужно все это оставить в таком виде, как есть, а как бы это время должен каждый проводить так, как считает нужным. Вот в чем дело. Дело в том, что как бы я тоже руководитель, технической части, то же самое – производство свое. Так вот мы работали, когда нам это нужно было, и в эти праздники. И если нужно было бы, мы бы работали бы и первого числа. А многие люди хотят отдохнуть на самом деле. И возможностей таких не очень много для отдыха в течение года рабочего. Поэтому почему нет? Если есть у кого-то возможность. Ведь многие отдыхают и до пятнадцатого, и до двадцатого, в зависимости от производственных задач. МЕДИНСКИЙ: Ясно. СЛУШАТЕЛЬ: Поэтому запрещать смысла нет как бы: кто хочет, отдыхает, кто хочет, работает. Какие проблемы? МЕДИНСКИЙ: Хорошо. Спасибо, Сергей. Вот видите, и руководители потянулись: тоже хотят отдыхать. КОВАЛЕВ: Но ведь парадокс еще в том, что сейчас много так называемых вынужденных отпусков в связи с кризисом. Уж в такой-то момент говорить о том, чтобы отказаться от праздников, когда и так их уже навязывают нам, так сказать… Ну, как? Дело в том, что все-таки надо их использовать с умом. И вот об этом, мне кажется, все-таки какие-то люди должны сказать и поговорить. Можно было бы даже обсудить немножко эту тему: как использовать эти праздники с умом. МЕДИНСКИЙ: Вот давайте, Константин, ваш совет, как использоваться эти праздники с умом? КОВАЛЕВ: Вы знаете, я бы предложил все-таки совершить какие-то благие дела. Вот звонила женщина, которая сказала, что можно кому-то помочь, повидаться с родными, как говорят «Позвоните родителям!», посвятить время детям и так далее. Еще, конечно же, это время для путешествий. Очень многие люди на предприятиях и на частных фирмах особенно не имеют отпусков. Ведь эксплуатация в этом смысле довольно жесткая вещь. Понятно, что все хотят прибыли. Не дают отпусков просто. А официальные праздники – это официальные праздники, и ничего поделать даже частный предприниматель со своими сотрудниками не может. И вот в этот момент очень многие как раз… Я просто знаю очень многих своих знакомых, которые просто куда-то поехали, в том числе, и по России. Советую совершить в хорошем смысле паломничество вот, например, как мы говорили, о Николае Чудотворце… МЕДИНСКИЙ: В Турцию. КОВАЛЕВ: Не обязательно в Турции, а в Италии, в Баре. Или поехать в Венецию, где огромное количество святых. МЕДИНСКИЙ: А вот поближе к Москве давайте. Не у всех есть возможность, к сожалению, поехать в Венецию. Опять же – кризис. Поближе к Москве, куда можно было бы съездить, на наш взгляд, с целями паломничества? На праздники мы уже не успели, но хотя бы на выходные? КОВАЛЕВ: Если исходить из того, что все эти четырнадцать дней, о которых мы говорим, с тридцать первого по четырнадцатое, связаны все-таки с православными праздниками – это Рождество Христово и Старый Новый год, условный праздник тоже, - то, конечно же, неплохо было бы посетить такие очень известные места. Раньше говорили, что нужно было ходить пешком. Например, сходить в Троице-Сергиеву лавру. Вот недавно мы с Валентином Григорьевичем Распутиным съездили к Сергию Радонежскому, и это как бы еще одно незабываемое впечатление. Я там был очень много раз. Но пешком я однажды пробовал. Это довольно непросто. А говорят, что зимой... Как можно пойти зимой пешком? МЕДИНСКИЙ: Не дойдешь пешком. КОВАЛЕВ: А вот представьте себе, вот сейчас нашел документы, что Алексей Михайлович, будучи еще маленьким мальчиком, в десять лет пешком ходил… МЕДИНСКИЙ: Это вы имеете в виду государя Алексея Михайловича Тишайшего? КОВАЛЕВ: Государь Алексей Михайлович Тишайший, семнадцатый век, ходил пешком в Звенигород в Савино-Сторожевский монастырь зимой. МЕДИНСКИЙ: Из Кремля? КОВАЛЕВ: Да. МЕДИНСКИЙ: В Звенигород? КОВАЛЕВ: Да. МЕДИНСКИЙ: Это километров восемьдесят, наверное? КОВАЛЕВ: Это километров шестьдесят в общей сложности. МЕДИНСКИЙ: Экология была хорошая. КОВАЛЕВ: Нет, я думаю, морозы были посильнее, чем сейчас, то есть как-то люди вот это делали. Это незабываемые впечатления, незабываемые. Это если говорить о Москве. Посетить, например,… А вот, скажите, пожалуйста, сейчас звонят многие из Москвы, потому что в заторах стоят, но, тем не менее, а давненько ли вы бывали в московском Кремле. Вот я, историк, работал на реставрации Кремля в семидесятые годы и крушил там эти стены, и очень много интересного могу по этому поводу рассказывать, я и то редко бываю. Иногда говорю: «Вот надо встать и сходить в московский Кремль». МЕДИНСКИЙ: Кстати, потрясающе интересно и тихо, и воздух там какой-то свежий в Кремле, и думается по-другому. КОВАЛЕВ: Да, а сколько необычного. А елочка из Звенигорода там стоит – потрясающая совершенно. МЕДИНСКИЙ: Да, елочка. И открыт он по субботам и воскресеньям. С детьми сходить – нет ничего лучше. КОВАЛЕВ: Конечно. МЕДИНСКИЙ: Давайте попробуем принять еще несколько коротких звонков, и уже подведем итоги нашей передачи, через пять минут. У меня убедительная просьба к нашим радиослушателям – буквально пятнадцать-двадцать секунд. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! МЕДИНСКИЙ: Здравствуйте, Сергей! СЛУШАТЕЛЬ: Я звонил уже. Сергей. Москва. Это как раз я с семьей и дочкой время провел. Я хотел бы сказать вот что. Меня удивляет то, что люди как будто удивлены, что это в первый раз. Мы уже третий или четвертый год такие праздники празднуем, и пора бы планировать… КОВАЛЕВ: Да мы и раньше отдыхали в эти дни. СЛУШАТЕЛЬ: Да. Планировать бизнес и работу с учетом того, что праздники будут. Я сам руководитель, я директор инвестиционной компании. Мне эти праздники известны давно, и бизнес под них подстроен. МЕДИНСКИЙ: И приспособились, да? СЛУШАТЕЛЬ: Да, конечно. Все сотрудники ездили в отпуска, отдыхали. Все это прекрасно всем известно, и никаких планов на эти дни не было. КОВАЛЕВ: Вы – хороший директор. МЕДИНСКИЙ: Спасибо, Сергей. Ну вот, видите, планировать надо заранее – это тоже мысль абсолютно понятная. Добрый вечер! Алло?.. Нет, по-моему, одна линия у нас не работает. Добрый вечер! Говорите, вы в эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо. Я – за праздники. Если посмотреть в сравнении с нашим советским прошлым, то сейчас редко кто летом отдыхает месяца, как правило, две недели. И в восемь часов двенадцать минут и восемь часов в пятницу ушли в далекое прошлое. МЕДИНСКИЙ: Ну, в пятницу вы просто не сможете никуда уехать, если вы на машине. Лучше сидеть на работе до десяти часов. СЛУШАТЕЛЬ: Дело не в этом. Дело в том, что люди все-таки стали сейчас побольше немножко работать, меньше отдыхать. И вот эти вот праздники – они как бы… Ну, полгода, понимаете – лето и зима. Вот как бы равномерно люди могут отдохнуть: две недели – летом, две недели – зимой. А вот как отдыхать: пить беспробудно или культурно развиваться – это *. МЕДИНСКИЙ: Вот такой летне-зимний баланс в рамках нашей страны. Спасибо, Георгий. В рамках нашей страны с резко континентальным климатом, соответственно. Итак, давайте подведем итоги, Константин. Наверное, больше звонки мы уже принимать сегодня не будем. У нас до окончания передачи осталось две минуты. Вы считаете, что праздники – это хорошо? КОВАЛЕВ: Я считаю, что праздники – это необходимо, что это особая наша традиция и что она замечена, как говорится, руководителями государства и приняты соответствующие законы. Я считаю, что нужно этим гордиться, что мы отличаемся от других, что у нас есть свое Рождество Христово. Оно даже не свое, а оно по юлианскому календарю правильное. У нас есть Старый, так называемый, Новый год, который только мы можем отмечать, как наследники Византии. А многие страны, в том числе, и Греция, не отмечает. МЕДИНСКИЙ: Ну, просто как традицию. КОВАЛЕВ: Как традицию, совершенно верно. Ведь мы почему-то радуемся, когда говорим: «Вот какие традиции в Испании!», коррида, предположим, «Вот какие традиции в Египте!» А почему мы не можем радоваться своим собственным традициям? Поэтому – так держать! Но использовать это время нужно со смыслом, нужно обязательно его планировать. И от того, как вы его проведете, будет зависеть весь ваш год. МЕДИНСКИЙ: Да. А я хотел бы в заключении, поскольку мы начали говорить о Санта-Клаусе, который, оказывается, родом из Турции, рассказать о том, как – все-таки историческая передача у нас, а мы совсем мало говорили об истории в этот раз – вы знаете, откуда взялся нынешний Санта-Клаус? Так вот, Санта-Клауса придумали, оказывается, в современном виде в 1860 году всего лишь. Некий американский художник Томас Найт. Он догадался первым нарисовать ему бороду белую, а впоследствии его еще одели в красную шубу, отороченную мехом. Затем этот образ модернизировали-модернизировали… Спустя пятнадцать лет он появился на первой рождественской открытке поздравительной, тоже в Америке: уже в красной мантии, шапочке, с белыми бакенбардами, с густыми бровями, красным носом и мешком, полным подарков, то есть сто с небольшим лет назад. А вот совсем современный Санта-Клаус, которого мы видим сейчас, появился лишь в 1931 году, как ни удивительно, по заказу компании «Coca-Cola», которой нужна была неизбитая торговая марка нового газированного напитка, продвигаемого на рынке. И некий художник по заказу этой компании, в рамках рекламной компании «Санта-Клаус тоже пьет «Coca-Cola», модернизировал знакомый всем образ и придумал некий гибрид. До этого Санта-Клаус был просто таким дедушкой, а стал он таким гибридом деда Мороза с гномом, собственно, которого мы и видим везде и всегда, круглые сутки. Наш Дед Мороз стал тоже что-то в последнее время все сильнее и сильнее походить на Санта-Клауса. Раньше он у нас, по-моему, в синем был, а теперь почему-то он тоже в красном все время. Так что вот Санта-Клаусом мы обязаны в какой-то степени рекламе, пиару и компании. КОВАЛЕВ: Наш дед Мороз и Снегурочка гораздо древнее. Они не пьют оба «Coca-Cola», но они все-таки имеют многосотлетнюю историю. МЕДИНСКИЙ: Наши напитки – это квас и медовуха. КОВАЛЕВ: Совершенно верно. МЕДИНСКИЙ: Будем пить их и первого января и тринадцатого января. Поздравляем всех с праздником! КОВАЛЕВ: Поздравляем! МЕДИНСКИЙ: Да. Со Старым Новым годом! С окончанием этих длинных новогодних каникул! Всего доброго! До встречи через неделю. КОВАЛЕВ: Всего доброго! |