Радио "Финам-FM" и сайт Skopal.narod.ru представляют: |
Архив "Мифов о России" |
|
Мифы о России. Текстовая версия.
Эфир от 06/10/2009 Русские индейцы. В гостях: Павел Филин, историк и путешественник. МЕДИНСКИЙ: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире, как всегда по вторникам с 8 до 9 вечера, историческая передача "Мифы о России". И сегодня тема нашей передачи в каком-то смысле Америка, а в каком-то смысле Россия. В гостях у нас историк и путешественник, кандидат исторических наук Павел Филин. Добрый вечер, Павел. ФИЛИН: Добрый вечер. МЕДИНСКИЙ: И о чём мы будем говорить? Об индейцах. Но не об обыкновенных, а о наших, русских индейцах. Так я понимаю? ФИЛИН: Совершенно верно, да. Очень интересная, конечно, тема. МЕДИНСКИЙ: Православных индейцах. ФИЛИН: Да. Индейцах, эскимосах, атабасках, юпиках и прочих племенах, которые населяют современную Америку. МЕДИНСКИЙ: А Чингачгук там будет у нас? И Винниту? ФИЛИН: Представляете, почти будет! МЕДИНСКИЙ: Почти будет. Ну, давайте. Мы знаем, что настоящему индейцу завсегда везде ништяк, если это русский православный индеец. Рассказывайте, где были, что видели, с какими русскими индейцами общались. ФИЛИН: Ну да, действительно, буквально недавно, меньше месяца назад вернулся из очень интересной экспедиции. Экспедиция прошла по реке Юкон в средней и нижней её части. 1500 километров... МЕДИНСКИЙ: Это Северная Америка? ФИЛИН: Это Северная Америка, Аляска, бывшие русские владения. Посмотрели 17 сёл современных индейцев, атабасков и эскимосов, которые там проживают. И, пожалуй, то, что мы сделали, это была самая крупная и масштабная экспедиция во внутренние районы Аляски и вообще на Аляску со времён российско-американской кампании. Поэтому вот такая экспедиция у нас случилась... МЕДИНСКИЙ: А вы на чём ехали? На джипах "Гранд-Чероки"? ФИЛИН: Нет, нет, всё не так просто. На самом деле экспедиция у нас была давно задумана. Это из разряда таких вещей как детские мечты. Ещё в детстве, наверное, я прочитал очень интересную книгу Сергея Маркова, которая называлась "Юконский ворон". Эта книга была посвящена человеку, Лаврентию Загоскину. Загоскин – это русский моряк, офицер, который в 40-х годах XIX века произвёл самую крупную экспедицию во внутренние районы Аляски. Российские колонии... МЕДИНСКИЙ: Это как раз, когда Аляска была ещё частью Российской империи? ФИЛИН: Да, когда Аляска была частью Российской Империи. В основном все колонии на Аляске располагались по побережью, поскольку там все основные ресурсы располагались. Ну, больше всего интересовало... МЕДИНСКИЙ: Бобры. ФИЛИН: Бобры, да, морской зверь и так далее. И когда это всё начало потихоньку истощаться, правители российско-американской кампании обратили внимание на внутренние районы Аляски. Там тоже достаточно пушнины, тех же самых бобров, только уже не морских, а речных, куница, соболь и так далее. Вот решили исследовать внутренние районы Аляски и послали для этого нашего соотечественника Лаврентия Алексеевича Загоскина. Это была его, скажем так, техническая задача: исследовать в промысловом отношении, что собой представляют внутренние районы Аляски. Но, как человек своей эпохи, любопытный, любознательный, он всегда и во всём пытался найти общественную пользу. И фактически в результате его работы получился очень интересный труд, который называется "Пешеходная опись внутренних владений Аляски, произведённая лейтенантом Загоскиным в 41-44-х годах", в котором он описывает буквально всё, что видит. Получился большой монументальный труд о внутренних районах Аляски. МЕДИНСКИЙ: Это была большая экспедиция? ФИЛИН: Да, это была большая экспедиция. Ну, как большая, она была длинная по времени. Эта экспедиция сравнима с исследованиями Миклухо-Маклая, который проводил в своих путешествиях и исследованиях года. МЕДИНСКИЙ: То есть, участников было не так много? ФИЛИН: Участников было не так много, причём, они менялись. Он был руководителем экспедиции, он вёл дневники, он вёл все журналы, все наблюдения. Все остальные – обычно в его команде было от 5 до 8 человек – просто были помощниками, которые шли вместе с ним либо на санях зимой по внутренним районам Аляски. Кстати говоря, вот те места, по которым прошёл Загоскин в XIX веке внутри Аляски, сейчас это самый распространённый туристический маршрут, который называется... МЕДИНСКИЙ: Золотое кольцо Аляски. ФИЛИН: "Идитарод". По которому ежегодно ходят на собачьих упряжках... МЕДИНСКИЙ: Как называется? ФИЛИН: "Идитарод". МЕДИНСКИЙ: Это на каком языке? ФИЛИН: Я думаю, что это атабаскский, то есть, это местный индейский язык. МЕДИНСКИЙ: Извините меня... А атабаскский и табасский, который соус там вот такой есть – это не однородные названия? Или это чего-то мексиканское? Соус табасский, такой, знаете. ФИЛИН: В принципе, я не лингвист, поэтому... МЕДИНСКИЙ: Ну, он такой, острый. ФИЛИН: Я понимаю, да. Ну, в принципе, такое возможно, потому что как раз атабаски и более южные индейцы, которые проживают в районах Мексики, они, в принципе, родственники. И языковая группа там родственная, поэтому, в принципе, что-нибудь там может быть такое. Но это необходимо, конечно, проверить и спросить настоящих лингвистов, это предположение. Так вот, Фёдор Конюхов ходил по этому маршруту недавно буквально, участвовал в этих гонках. МЕДИНСКИЙ: Поясним нашим радиослушателям, что 40-е годы XIX века, когда лейтенант Загоскин исследует Аляску – это у нас такое безвременье, это вот то время, когда Чичиков исследует центральную полосу России, я так понимаю. То есть, время, когда происходит действие "Мёртвых душ" и "Ревизора". Правильно? ФИЛИН: В принципе, да. МЕДИНСКИЙ: Ну, то есть, не всё так было плохо, кто-то занимался ещё в это время внешними исследованиями. Так. ФИЛИН: Итак, возвращаемся к мечтам, к детским мечтам. Меня как-то очень поразило, что у нас были русские владения, которые сейчас не являются русскими владениями, то есть, была какая-то часть России, которая не является частью России. Мне это ещё, когда был мальчишкой, очень сильно резануло, потому что это никак не вписывалось в общую картину мира, которая навязывалась советским правительством ещё тогда. А картина такая: не отдадим ни пяди земли. МЕДИНСКИЙ: Жили бы они сейчас, съездили бы в Приднестровье. ФИЛИН: А тот человек, который исследовал внутренние районы Аляски, фактически прирастил огромные территории России, всё это было продано. МЕДИНСКИЙ: За копейки. ФИЛИН: За копейки. Мне было тогда лет 15, не больше, может быть, около того, но меня это очень сильно поразило. И меня, конечно, всегда тянуло и манило, ну как же, как же, бывшая территория России живёт сейчас, что она сейчас собой представляет. МЕДИНСКИЙ: И вы поехали по этому же маршруту? ФИЛИН: Да. МЕДИНСКИЙ: По туристическому? ФИЛИН: Нет. МЕДИНСКИЙ: Ну, маршрут что из себя представляет? Это автодорога хорошая или что? ФИЛИН: Значит, у Загоскина был очень разветвлённый маршрут: самую длинную часть он прошёл по реке Юкон – самая крупная река... МЕДИНСКИЙ: На байдарках и каноэ. ФИЛИН: Да, на байдарах и на байдарках – это два разных типа судна, оба индейские, эскимосские. И он как бы залез практически во все крупные речки, их тоже рассматривал, исследовал, описывал, кто там живёт на этих речках, описывал нравы и обычаи местных народов. МЕДИНСКИЙ: Золота не нашёл? ФИЛИН: Вот как раз в книге Маркова "Юконский ворон" весь сюжет построен на том, что Загоскин нашёл золото. МЕДИНСКИЙ: Нашёл? ФИЛИН: Да. МЕДИНСКИЙ: Что же, продали так дёшево Аляску! ФИЛИН: Но, конечно же, анализируя документы и то, что написал Загоскин, он не нашёл золото. МЕДИНСКИЙ: Не туда смотрел. Американцы бы на его месте только мыли песочек бы там! ФИЛИН: Так вот, самая интересная часть маршрута как раз по реке Юкон – самая крупная река на Аляске, 3500 километров длинной, одна из величайших рек мира, пожалуй. МЕДИНСКИЙ: Это как Днепр наш примерно. ФИЛИН: Ну, наверное, даже побольше. Конечно же, известная по рассказам Джека Лондона. Правда, Джек Лондон участвовал в "золотой лихорадке" немного выше по течению, на канадской территории. Юкон протекает по двум территориям: по Британской Колумбии – нынешняя Канада, и по современной Аляске – нынешняя США. Вот Джек Лондон в Британской Колумбии "золотую лихорадку" осваивал. Наш соотечественник Лаврентий Загоскин исследовал нижнее течение Юкона и среднее течение Юкона. Исследовал он его, как я уже сказал, на байдарках и на собачьих упряжках. И всего он прошёл огромную территорию, огромное расстояние – 5 тысяч километров. Ну так, для сравнения, это, наверное, от Москвы до... МЕДИНСКИЙ: До Владивостока. ФИЛИН: Ну, чуть поменьше, до Читы примерно. Даже подальше Читы, наверное. МЕДИНСКИЙ: Да и холодно к тому же, и бездорожье. ФИЛИН: Да, абсолютное бездорожье, холодно. Зимой он описывал страшные морозы, до 50 градусов, у него постоянно замерзал ртутный градусник – он об этом писал. И, конечно же, экспедиция Загоскина проходила в очень тяжёлых условиях. Да и племена, которые он встречал, по тем временам были ещё совсем-совсем дикие. МЕДИНСКИЙ: По-русски ещё не говорили? ФИЛИН: Абсолютно. Никто там даже близко не знал. МЕДИНСКИЙ: А кто там живёт? Ну, вот эскимосов мы представляем – это типа чукчи, простите нас за сравнение. Так ведь, родственники? ФИЛИН: Нет. Где-то очень далеко, может быть, и родственники, уходящие в глубины тысячелетий, скорее всего. Я думаю, что как раз где-то тысячи 2-3 лет назад они разделились, чукчи и эскимосы. Это полиазиатская группа так называемая. Эскимосы образовали свою культуру в районе Берингии так называемой – это там, где Чукотский мыс, Чукотка. МЕДИНСКИЙ: Ну, сейчас они ближе всего к кому, эскимосы? Внешне если их сравнить, не духовный мир я имею в виду, а вот... Мы представляем по кино, на кого похожи, например, индейцы чероки – я не случайно про "Гранд-Чероки" сказал. Или там, могикане – они похожи на Гойко Митича из одноимённого ГДР-Югославского фильма. А вот на кого похожи современные эскимосы и атабаски? ФИЛИН: Эскимосы имеют монголоидный, скажем так, антропологический тип. Плоское лицо, узкие глаза, приплюснутый нос. В общем, в принципе, чем-то лицом похожи на чукчей, единственное, они отличаются ростом. Чукчи, они невысокого роста, а эскимосы более рослые и покрупнее, как ни странно. Эскимосы вообще... Когда я был на Аляске и начинал разговаривать с эскимосами, использовал слово "эскимосы", люди ко мне странно относились. МЕДИНСКИЙ: Сделаем сейчас маленькую паузу, а потом вы расскажете, как вас преследовали эскимосы, неполиткорректные расисты эскимосы, сразу после перерыва. *** (Реклама) МЕДИНСКИЙ: Продолжаем нашу беседу с историком Павлом Филиным, который только что прибыл с грандиозной русской экспедиции по Аляске. И вот мы как раз прервались на том, как его преследовали эскимосы на Аляске. Воинственные эскимосы, которых он обозвал эскимосами. Павел, пожалуйста. ФИЛИН: Ну да, сейчас эпоха такой политкорректности, а "эскимосы" – это название, которое было дано эскимосам другим племенем. А эскимосов другое племя называло не очень хорошо. И "эскимос", переводя с языка другого племени, будет звучать примерно так, что "едят что-то такое непотребное", "едящие непотребное". МЕДИНСКИЙ: А что непотребное? ФИЛИН: Ну вот, в принципе, понятно, что. МЕДИНСКИЙ: Не очень понятно, но догадки самые неприличные. ФИЛИН: Ну, в принципе, да, где-то около того. Поэтому когда я в Анкориджском музее общался... МЕДИНСКИЙ: А мы их стали... Как бы вот услышали это и повторяем. И на английском это тоже звучит как "эскимосы"? ФИЛИН: Да, да, да. В принципе, кто-то обижается, кто-то не обижается. Но вот, когда я общался даже на русском с одной женщиной, она работает... МЕДИНСКИЙ: То есть, это что-то типа "макаронники", но гораздо хуже. ФИЛИН: Да, да, да. Разговаривал с сотрудником Анкориджского музея, и рядом стоял один из эскимосов, и мы общались просто на русском с этой русской женщиной, которая сейчас в Анкоридже работает, я несколько раз употреблял слово "эскимос" – а рядом стоял эскимос – она вздрагивала. МЕДИНСКИЙ: Серьёзно? ФИЛИН: Да. МЕДИНСКИЙ: Вот американцы дошли до ручки. Всё равно, что негра ниггером назвать, примерно то же самое. ФИЛИН: А там есть подразделение этих эскимосов: есть эскимосы юпики – самая большая, пожалуй, группа. Юпик... МЕДИНСКИЙ: Яппи эскимосы. ФИЛИН: Инупиат, инуит. МЕДИНСКИЙ: А как цивилизованно по-американски их называть? Как-нибудь asian american? ФИЛИН: Native americans – коренные американцы. Но сейчас, на самом деле, как раз... История развивается по спирали или как маятник. Если немножечко углубиться, на несколько буквально десятилетий назад, то мы выявим в исторической такой ретроспективе совсем другую картину по отношению к эскимосам. Сейчас они люди, сейчас стало модно быть эскимосом, атабаском, native american, а лет 30-50... МЕДИНСКИЙ: Атабаски родственники эскимосов или они больше на юг? ФИЛИН: Нет, это другая группа. Ещё раз вернёмся. То есть, эскимосы – это жители прибрежных районов, океанских территорий, они глубоко вглубь материка не селились. А всё, что внутри – это индейцы. И там много различных подразделений, одно из них – это атабаски. И они разделяются, у них разные абсолютно языки, разные культуры, они не понимают, в принципе друг друга. МЕДИНСКИЙ: Серьёзно? ФИЛИН: Да, потому что языки разные буквально. И очень много между собой воевали. МЕДИНСКИЙ: Они такие крупные и смуглые более или как? ФИЛИН: Ну, краснокожие. Обычные краснокожие... МЕДИНСКИЙ: То есть, как в фильме Мэла Гибсона "Апокалипсис", вот такие они? ФИЛИН: Да, да. Атабаски именно такие, совершенно правильно. И если углубиться в историю, в 50-60-е года, об этом сейчас практически не вспоминают, то мы столкнёмся с расовой сегрегацией. МЕДИНСКИЙ: Атабаски гнобили эскимосов? ФИЛИН: И атабаски, и эскимосы были на уровне с неграми, их не признавали за людей. Соответственно... МЕДИНСКИЙ: То есть, раздельное питание, транспорт, учёба. ФИЛИН: Да. Не приветствовалась, не то что не приветствовалась, а запрещалась родная культура и родной язык. МЕДИНСКИЙ: Ничего себе! Представляете, какая у нас была демократия в СССР? Помню фильм "Начальник Чукотки"... ФИЛИН: Несмотря на демократию, очень многие процессы в России, в Советской России и в той же Америке были очень похожи. Ну, например, у нас взять районы крайнего севера, те же самые, где живут чукчи, ненцы, энцы и так далее, коренные народы. В чём политика заключалась? Их нужно было цивилизовать, оторвать от родной культуры и сделать из них советских людей. МЕДИНСКИЙ: Ну, колхозы там организовывали рыболовецкие. ФИЛИН: Да, организовывали колхозы, забирали детей и отвозили их в интернаты. В результате произошёл разрыв поколений, и культура практически утеряна у нас в России среди коренных народов. Не везде, не полностью, но во многом это как раз подорвало культуру. МЕДИНСКИЙ: Ну, у нас точно не было никакой расовой дискриминации. ФИЛИН: Слава богу. Что происходило в Америке? Это тоже интересный момент. В начале ХХ века американское правительство решило, что с индейцами надо что-то делать, с эскимосами, надо их цивилизовать и сделать из них американцев. МЕДИНСКИЙ: То есть, они своих индейцев на самой территории США извели полностью под корень, загнали их в резервации и пошли на север с цивилизаторской миссией. ФИЛИН: Что интересно, вот эту цивилизаторскую миссию возложили на религиозные миссии. МЕДИНСКИЙ: Я думал, вы скажете "на морскую пехоту"! ФИЛИН: Практически вся Аляска была поделена между католиками и протестантами, и вот эти католики и протестанты стали организовывать школы. Те же самые интернаты. И вот в эти интернаты, опять же, свозились дети коренных жителей Аляски, они жили в отрыве от своей культуры и в результате очень много было потеряно. Вот такие процессы, с одной стороны, они разные, с другой стороны – общие. Это, конечно, очень интересно. МЕДИНСКИЙ: В политических правах они тоже поражены были на тот момент? ФИЛИН: Абсолютно, никаких политических прав. Но, здесь нужно вернуться ещё в более старый период, в эпоху как раз русской Америки. Вот здесь мы сталкиваемся с очень интересным явлением. Мы прошли территорию, которая является внутренней территорией Аляски, в принципе, на этой территории даже русских-то не было. То есть, она стала осваиваться русскими только в 40-х годах, а в 60-х уже продали её. И что интересно, мы прошли эту территорию, прошли 17 сёл и встретились с удивительными вещами, абсолютно удивительными. Это большое количество русских заимствований, которые органично влились в культуру современных эскимосов и атабасков. МЕДИНСКИЙ: Хотя прошло 150 лет. ФИЛИН: 160 лет, и они русских... Мы были первыми русскими, которые были на этой территории. Вообще эта территория совершенно не туристическая, там даже приезжих не бывает. И мы когда приходили туда... У нас экспедиция, кстати, была на байдарках, можно об этом ещё... Это было настоящее приключение – 1500 километров по Юкону пройти на байдарке! МЕДИНСКИЙ: Сколько месяцев вы шли? ФИЛИН: Полтора месяца, практически два. МЕДИНСКИЙ: Быстро. ФИЛИН: Да, это была очень тяжёлая работа. МЕДИНСКИЙ: Это август-сентябрь или июль-август? ФИЛИН: Июль-август. МЕДИНСКИЙ: Бархатный сезон на Аляске. ФИЛИН: Вполне. Со своими, конечно, проблемами в этом сезоне. МЕДИНСКИЙ: Ну, там было не холоднее, там +15. ФИЛИН: Широта архангельская и погода очень похожая на архангельскую. МЕДИНСКИЙ: Ну, то есть, ночью +15? ФИЛИН: Да, где-то так, 10-15 градусов, а днём даже жарко бывало – до 30 иногда. Что мы там видели? Да, и жители никогда русских-то в глаза не видели. Однако, мы выявили очень интересные вещи. Приходим в первое село атабаскское, и первая женщина, с которой я познакомился, первую женщину звали Ирина Николай. МЕДИНСКИЙ: Эскимоска? ФИЛИН: Да. А потом рыбу нам подарил атабаск по имени Ефром Кожевников. МЕДИНСКИЙ: Отлично, отлично. Это притом, что нога русского никогда не ступала на эту территорию, в принципе? Ну, исключая, может быть, вот эту экспедицию Загоскина. ФИЛИН: Загоскина, да, и отдельных промышленников, которые приходили. Конечно же, огромное влияние на культуру всех этих народов оказало православие. Оно очень органично вписалось в жизнь местных народов. МЕДИНСКИЙ: Но вы же сказали, что официальная церковь была католичество и протестантизм, которые навязывались активно правительством. ФИЛИН: Да, это было позже, после продажи Аляски США. Немного хочу рассказать о том, как происходило освоение этой территории в эпоху российско-американской кампании. То есть, да, приходили промышленники, торговали с этими атабасками и эскимосами, но параллельно с ними приходили русские миссионеры. И даже уже на эту территорию не русские-миссионеры приходили, а креолы-миссионеры. МЕДИНСКИЙ: То есть, от браков индейцев и русских? ФИЛИН: Да. То есть, у нас освоение Аляски началось с более южных регионов, Алеутских островов, юг Аляски. И там от смешанных... Российское правительство делало ставку не на колонизацию этой территории, как обычно делали другие государства. Индейцы не нужны были, их выметали просто. МЕДИНСКИЙ: Ну да, индейцев выметали, а всё, что можно вывезти – вывозили. ФИЛИН: А здесь была другая политика. Русское правительство понимало, что оно не заселит эту огромную территорию никогда своими колонистами, и ставка делалась на местных жителей. Особенно ставка делалась на тех, кто является потомками браков между русскими и местными. МЕДИНСКИЙ: Двуязычных и двукультурных. ФИЛИН: Да. Существовали целые программы, когда детей, которые рождались от смешанных браков, вывозили в Россию... МЕДИНСКИЙ: Давали материнский капитал? ФИЛИН: ...Обучали в Иркутске, Петербурге. МЕДИНСКИЙ: За казённый счёт? ФИЛИН: Да, за казённый счёт. И обратно возвращали, и они становились приказчиками, они становились геодезистами, кем угодно. Представляете, какой прорыв это был для местных жителей! МЕДИНСКИЙ: Носители другой культуры получались. ФИЛИН: То есть, что видел Загоскин, когда пришёл во внутренние районы Аляски? Он видел людей, которые пользовались каменными орудиями, который мочой мочили голову – мыли её таким образом, и руки мыли тоже мочой. Жили в полуподземных жилищах, называемых "барабара". И в это же время появляются вот эти потомки от смешанных браков, которые уже могли делать карты, водить суда, знали математические и любые науки, их же соплеменники. МЕДИНСКИЙ: Инопланетяне. ФИЛИН: Фактически, да. И вот как раз ставка делалась на таких людей. И они уже во внутренних районах Аляски... В том числе этих людей обучали и в духовных семинариях. И один как раз из первых рукоположенных креолов-алеутов в священнический сан – его звали Яков Нецветов, он как раз и являлся миссионером на реке Юкон. МЕДИНСКИЙ: То есть, они тогда уже стали давать местным жителям славянские имена и православные фамилии, и как-то вот они по традиции передаются? ФИЛИН: Совершенно верно. И до сих пор передаются. МЕДИНСКИЙ: Несмотря на 160 лет официальной католическо-протестантской церкви и американской власти. ФИЛИН: Абсолютно. Очень интересный подход был у православной церкви к местной культуре. Православная церковь не навязывала свою культуру, и даже русскость не навязывала. МЕДИНСКИЙ: То есть, огнём и мечом не выжигали, и крестовых походов против эскимосов не организовывали? ФИЛИН: Нет, идея состояла в том, что нужно, можно даже так сказать, может быть, осветить культуру изнутри, то есть, преобразовать эту культуру, основать вот это православное мировоззрение на том, что есть. Именно поэтому православие очень органично вписалось. И сейчас, когда... Ведь, что получилось интересное. Загоскин в своей книге в 40-х годах пишет, что с приходом миссионеров эскимосы и атабаски быстро теряют свою культуру, то есть, уходят эти каменные орудия, люди (они были все кочевниками) забыли просто кочёвки, все осели вокруг оснований церквей... МЕДИНСКИЙ: Павел, прошу прощения, что вас перебиваю посредине интересного рассказа. У нас сейчас будет короткий выпуск новостей. Сразу после этого продолжим о работе русской православной церкви на Аляске. (Новости) *** МЕДИНСКИЙ: Мы продолжаем нашу беседу с историком Павлом Филиным, который только что вернулся из большого, 1500-километрового похода, экспедиции по бывшей территории Российской империи на севере Северной Америки, в районе Аляски. И вот мы как раз говорили о том, что до сих пор эскимосы и атабаски, местные жители носят русские имена и фамилии, что любопытно. ФИЛИН: Да, и вот я продолжу мысль о том, что происходило с культурой в 40-е года, когда русские миссионеры стали появляться на территории вот этих коренных народов. Культура стала резко изменяться. Даже Загоскин пишет о том, что в своей же собственной жизни сами же эскимосы начинают смеяться над своими собственными обычаями. Даже такое случалось. Но, что интересно, сейчас мы приходим в сёла – в селе стоит церковь православная. Людей спрашиваешь: "Что вы считаете основой своей культуры?" Не задумываясь, отвечают: "Православие". МЕДИНСКИЙ: Любопытно. А они службы на английском ведут в православной церкви? ФИЛИН: Тоже очень любопытно. Кстати, об этом совершенно не было никакой информации. Буквально недавно я читал книгу, называется "Мифы эскимосов", написана она была в 85-м году. И в предисловии рассказывается о том, как создавалась письменность эскимосов. Там написана, что письменность была разработана на основе латиницы для эскимосов Гренландии, ещё в конце XVIII века, и письменность была разработана чуть ли не в начале ХХ века на основе латиницы в Америке. Когда мы побывали на территории проживания эскимосов, мы столкнулись с совершенно удивительной вещью – мы нашли тексты, эскимосские тексты, которые написаны кириллицей. То есть, об этом ничего не было известно лингвистам ещё до 90-х годов. МЕДИНСКИЙ: То есть, они нашими буквами записывали фонетический свой язык? Как они его слышали, писали... ФИЛИН: Да. Письменность была для эскимосов разработана, причём, разработана после продажи Аляски. Вот этими самыми русскими... МЕДИНСКИЙ: В своё время в Татарстане хотели перейти на латиницу. Представляете? Нам надо было Аляску перевести на кириллицу! ФИЛИН: Так она практически была переведена. Что самое интересное, потом... Сейчас у нас идёт активная переписка с американской православной церковью, приходом на Аляске, и общаемся с местными священниками. Они говорят, что практически все церковно-славянские тексты были переведены на местные языки, а их там много на Аляске, на местные языки на основе кириллицы. Это огромнейшее наследие, которое было выполнено уже не русскими, а вот этими креолами, а потом уже эскимосскими священниками и индейскими священниками. МЕДИНСКИЙ: Может быть, вы случайно натолкнулись на одну-две церквушки? Ведь это нехарактерно, мне кажется, для протестантской Америки. Это была случайность или их там действительно много? ФИЛИН: Их там действительно много. Это огромнейшее наследие, которое сейчас не нужно Америке. Пример тому – Арнольд Шварценеггер... МЕДИНСКИЙ: Горячо любимый в нашей стране! ФИЛИН: Буквально несколько недель назад на стол Арнольда Шварценеггера лёг документ о закрытии музея "Форт-Росс". "Форт-Росс" – это российская колония недалеко от Сан-Франциско, самая южная колония в Америке... МЕДИНСКИЙ: Ну да, где "Юнона" и "Авось". У нас была даже передача специальная. ФИЛИН: И вот Шварценеггер собирается подписать указ, в связи с кризисом, о том, чтобы закрыть этот музей. МЕДИНСКИЙ: Он имел какое-то небольшое бюджетное финансирование? ФИЛИН: Конечно, конечно, он финансировался из штата как раз, из бюджета штата. Была большая кампания, подписывали письма. Сейчас, вроде бы, отложили подпись о закрытии "Форт-Росс", но всё равно он висит на волоске. МЕДИНСКИЙ: Ну зачем? Это идеологически не нужно американцам. Зачем им говорить о том, что здесь появились русские раньше англичан и долгое время представляли здесь Европу? ФИЛИН: А русские этнографы, российские этнографы на территории Аляски не работали. Так только, заезжали, может быть, в города, в Анкоридж, в Фэрбенкс. А так, чтобы побывать и посмотреть широко на Аляску, взглянуть на её наследие, на то наследие, которое оставили россияне – такого нет. Нет списка объектов, по которому можно было бы понять, что на Аляске русского осталось. И мы когда на это посмотрели – там огромнейшее наследие, огромнейший пласт культуры. И когда мы разговариваем с местными жителями на Юконе, они говорят, что их зовут, там, Иван Степанов, Иванов и так далее. Где-то процентов 50 населения носит русские фамилии и имена. МЕДИНСКИЙ: Ну, индейского населения. ФИЛИН: Индейского. По этим посёлкам на Юконе живёт 90% коренного населения. МЕДИНСКИЙ: А сколько вообще коренного населения сохранилось на Аляске? Я так понимаю, что в континентальных США – там мало, ну вот от того, что было, по крайней мере. А вот сколько на Аляске? Всё-таки там ведь не было такого террора. ФИЛИН: Значит, на Аляске общая численность населения чуть больше 600 тысяч человек. МЕДИНСКИЙ: Всего-то? ФИЛИН: Всего. МЕДИНСКИЙ: Это самый большой штат США. ФИЛИН: Это огромнейшая территория, это четвёртая часть Америки. МЕДИНСКИЙ: Да вы что? ФИЛИН: Да. Если положить Алясочку на... МЕДИНСКИЙ: Четвёртая часть вот этой континентальной Америки? ФИЛИН: То она займёт четверть континентальной части. МЕДИНСКИЙ: То есть, это пятая часть США. ФИЛИН: Пятая часть США. Всего 600 тысяч человек, чуть побольше. Из них коренных примерно процентов 15. МЕДИНСКИЙ: Ну, мало, конечно. Около 100 тысяч. ФИЛИН: Да, это по всей Аляске. Даже меньше, я думаю, осталось. МЕДИНСКИЙ: Остальное – это уже потомки тех... ФИЛИН: Там несколько волн переселения было... МЕДИНСКИЙ: Потомки джеков лондонов, золотоискателей. В Саре Пейлин не течёт кровь коренного населения, нет? ФИЛИН: Не знаю, честно говоря. Вполне возможно. Она очень... Мы когда приезжали, как раз мы приехали, и она ушла с поста губернатора в день нашего приезда. МЕДИНСКИЙ: Ушла уже? ФИЛИН: Да. Причём мы так и не поняли, с чем это было связано. Она была чем-то очень сильно огорчена и разочарована. МЕДИНСКИЙ: После поражения на выборах? ФИЛИН: Может быть и поэтому, может быть и поэтому. МЕДИНСКИЙ: Она была интересная женщина. Во-первых, симпатичная. Говорила, что из окна у неё видно Россию. ФИЛИН: Очень может быть. Мы проезжали мимо её родного городка, когда ехали в экспедицию. Она в своих посланиях всегда начинала свои письма с того, что она любит рыбалку, чем подкупала, я думаю, всё местное население. МЕДИНСКИЙ: Да, уж мужскую его часть точно. ФИЛИН: Вот, поэтому, действительно, огромнейшее русское наследие сохранилось и совершенно не оценено. И когда разговариваешь с обычными эскимосами и атабасками, они горды тем, что у них наполовину русская кровь течёт, они этим гордятся. Хотя о России вообще ничего не знают. Дети мне там задавали совершенно страшные вопросы иногда, которые меня ставили меня просто в тупик. МЕДИНСКИЙ: Ходят ли медведи по Красной площади? ФИЛИН: Нет, хуже. Один мальчик-эскимос мне задал вопрос: "А правда ли, что у вас на улицах стоят памятники Гитлеру?" МЕДИНСКИЙ: Ну, это нормально. Я уверен, что подавляющее число не только эскимосов, но и других американцев убеждено, что мы были с Гитлером заодно и воевали с Америкой. ФИЛИН: После разъяснения последовал второй вопрос, который меня опять поставил... Точнее, даже не поставил в тупик, а который заставил задуматься об образовательной системе, даже не образовательной, а о политических моментах в образовательной системе. Он задал: "А правда ли, что Россия присоединилась к США во Второй мировой войне?" МЕДИНСКИЙ: Это очень продвинутый мальчик. Я думаю, что большинство его сверстников не знают, что Россия участвовала на стороне США во Второй мировой войне. Поэтому и памятник Гитлеру. Видимо, у него что-то всё-таки сместилось в голове, то есть, разные концепции наслоились одна на другую. ФИЛИН: К сожалению, да. Вот таких знаний очень мало. Тем не менее, Россию они чувствуют в себе, и чувствуют как раз через эту православную культуру. И православная культура там очень широко распространена. Вот мы были в селе, которое называется, совершенно интересное название – Russian Mission. МЕДИНСКИЙ: Это название села? ФИЛИН: Название села. Русская миссия. МЕДИНСКИЙ: А вот чем живут сейчас местные американцы, native americans, чем живут? Бобров вроде нет уже, в нефтедобыче они вряд ли участвуют. Что они делают, на чём зарабатывают, какой у них уровень дохода? Как они живут в сравнении с нашими чукчами и якутами? ФИЛИН: Вы знаете, лучше живут. Вот когда смотрел на эти деревни, на эти посёлки эскимосов и атабасков, иногда вздрагивал, когда видел американский флаг. Уж больно это всё похоже на русскую Сибирь, нашу российскую Сибирь. В Сибири я много раз был, видел эти посёлки. Посёлки обычных, я не знаю, эвенков. Очень похоже. Даже само по себе поселение... А ведь коренные жители Аляски были кочевыми, они кочевали всегда. И только с приходом русских они стали организовываться, оседать в посёлке. И даже сама организационная структура этих посёлков, планировка, избы, которые стоят – это всё, что как раз было перенесено... МЕДИНСКИЙ: Деревянные, что ли? ФИЛИН: Да, там несколько поколений домов стоит. И первое поколение домов – деревянные избы. МЕДИНСКИЙ: С резными наличниками? ФИЛИН: Наличников я там не видел, но самцовые крыши, матица в доме, то есть, это то, что... Это не изучалось никем вообще, это очень интересное и новое направление может быть исследований. МЕДИНСКИЙ: Уровень жизни всё-таки. Если они живут лучше, то за счёт чего? ФИЛИН: Здесь как раз меня грусть берёт по поводу того... Может быть и хорошо, что Аляска не стала Россией, потому что живут они лучше, на порядок лучше. У них есть свои проблемы, очень серьёзные проблемы, хотя очень похожие на наши. Пьянство, например, распространено там, гораздо шире наркомания распространена по посёлочкам этим. МЕДИНСКИЙ: Даже по этим посёлкам? ФИЛИН: Я даже думаю, что это связано с какими-то культурными традициями, потому что нам несколько раз говорили, что там все курят, все без исключения, от детей до взрослых. И это, может быть, культурное что-то такое. МЕДИНСКИЙ: Трубку мира. ФИЛИН: Да. Именно, то самое. Ну, уровень жизни у них, конечно... МЕДИНСКИЙ: А казино у них есть, как у индейцев в Соединённых Штатах? ФИЛИН: Представляете, есть, да. МЕДИНСКИЙ: То есть, эскимосские казино? ФИЛИН: Да. В каждом селе. МЕДИНСКИЙ: Серьёзно? Своё маленькое казино? ФИЛИН: Да. И это казино является центром общения всех местных жителей. Называется это казино "Бинго-Клуб". МЕДИНСКИЙ: Да, как в "Клане Сопрано", бинго у них там было. ФИЛИН: Бинго – это наше лото практически. И вот они на деньги, практически всё село... А сёла там маленькие, по 200-300 человек. МЕДИНСКИЙ: Если там нет туристов, значит, они друг друга обыгрывают там? ФИЛИН: Да. МЕДИНСКИЙ: Сами с собой играют. ФИЛИН: Сами с собой играют. Ну, я думаю, это для них больше общение, конечно, чем стремление к каким-то большим деньгам. МЕДИНСКИЙ: Ну и каждого туриста туда тащат, естественно? ФИЛИН: Мы попадали в эти "Бинго-Клубы" только тогда, когда приходили в сёла и... Мы ведь не просто так смотрели на эти сёла. МЕДИНСКИЙ: А в "Бинго" всё по-взрослому, то есть, рулетка, как положено? ФИЛИН: Там вообще просто стоит автомат с шариками, как у нас в Спортлото раньше было, шарики выскакивают, человек называет номера этих шариков, люди фломастерами зачёркивают эти номера на билетиках, потом, когда у кого-то закончился какой-то ряд, он радостно кричит. Значит, что-то выиграл. МЕДИНСКИЙ: Ну, это не совсем казино, это "Спортлото-82". ФИЛИН: Да, что-то типа того. Ну, это всё игра на деньги, тем не менее. И вот в этих "Бинго-Клубах" мы обычно проводили свои лекции. Мы приходили в село, у нас были подготовлены даже специальные таблички, которые посвящены Лаврентию Загоскину, о котором я говорил, по маршруту которого мы проходили. Вообще, посвящённые российским исследователям. И мы читали лекции в этих "Бинго-Клубах". Они специально прерывались, мы делали такое сообщение о русских исследователях, о русском периоде истории. МЕДИНСКИЙ: Вы на английском выступали? ФИЛИН: Да, на английском. МЕДИНСКИЙ: Они вас понимали? ФИЛИН: Да, понимали. Я думаю, да, у нас было всего взаимопонимание. Хотя, мы очень часто их не понимали, потому что язык у них очень странный. Какой-то диалект английского языка трудноопределимый. Хотя, на самом деле, если в русских деревнях послушать, что некоторые говорят, там тоже не совсем понятно. МЕДИНСКИЙ: Ну да, тоже не всякий москвич поймёт. ФИЛИН: Языковая проблема возникала. Но, думаю, что нас они понимали. Нам даже некоторые европейцы говорили, которые живут в этих сёлах, что язык у нас был лучше, чем у них. МЕДИНСКИЙ: Давайте здесь прервёмся буквально на секунду, и продолжим нашу беседу после перерыва. *** (Реклама) МЕДИНСКИЙ: Продолжаем нашу беседу с историком Павлом Филиным, только что вернувшимся из огромной экспедиции по Северной Америке, по Аляске. Павел, так вот вы рассказывали, что живут всё-таки эскимосы лучше, чем, к сожалению, наши якуты. А бизнес в чём, кроме того, что они друг друга обыгрывают в местном казино? ФИЛИН: Живут они своим традиционным хозяйством до сих пор. МЕДИНСКИЙ: Рыбу продают? ФИЛИН: У них очень интересный закон: им разрешено ловить рыбу в неограниченном количестве любыми способами, любыми сетями. С единственным условием – они не могут эту рыбу продавать. Если они хотят эту рыбу продавать, они обязаны купить коммерческую лицензию, и становятся частными предпринимателями. МЕДИНСКИЙ: То есть, они ловят рыбу для себя? ФИЛИН: Да, они ловят рыбу для себя, заготавливают её и на этом живут. МЕДИНСКИЙ: Слушайте, такое количество суши, это ведь можно и... ФИЛИН: Рыбы там очень много, Юкон очень богатая река. Там вообще индейцы придумали забавный способ ловли рыбы – называется "рыбочерпалка". Стоит огромное колесо, похожее на водяную мельницу, и просто вот эта водяная мельница вычёрпывает рыбу из Юкона и складывает её в лоточек. МЕДИНСКИЙ: Интересно, да. Рыба там сплошным потоком идёт? ФИЛИН: Ну, когда она идёт сплошным потоком, она так и идёт. Юкон вообще, кстати говоря, он мутный, в него втекает несколько рек, которые текут с отрогов самой высокой горы Мак-Кинли, а там ледники, летом они начинают таять, вместе с селями сходят, поэтому Юкон замутняется. МЕДИНСКИЙ: Купались? ФИЛИН: Купались, да. Хотя вылезаешь, в общем-то... МЕДИНСКИЙ: Свежо? ФИЛИН: Ну, вода, скажем так, достаточно нормальная для купания, но грязная. МЕДИНСКИЙ: Нет лучше реки, чем Волга, согласен. ФИЛИН: Она чистая, конечно же, но мутная, так скажем. По уровню жизни. Значит, аляскинские индейцы отличаются от всех остальных индейцев по всей Америке тем, что это единственные индейцы, которые не были завоёваны. И они очень долго боролись за свои права, за права на свою землю. Организовывались в организации и подавали иски в суд о том, чтобы им землю эту дали в собственность, на которой они живут, ловят рыбу, охотятся. МЕДИНСКИЙ: То есть, резервации нет на Аляске? ФИЛИН: Нет там резерваций. МЕДИНСКИЙ: То есть, они все крупные ленд-лорды? ФИЛИН: Да. И в 71-м году они добились-таки своего. Был подписан закон, который называется "Закон об удовлетворении исков коренного населения по земле". И по этому закону... И этот закон так быстро подписали в связи с тем, что на Аляске нашли нефть. Сразу все оживились – надо было её добывать, и там строилась аляскинская магистраль, трубопровод, который как раз проходил по землям индейцев. Вот тут все как раз всполошились и начали бороться за свои права, потому что запахло большими деньгами. А правительству надо было скорее продвигать эту идею с развитием добычи нефти. И был подписан такой договор, по которому все вот эти native americans, коренные жители Аляски, были объединены в корпорации, общественные организации, и каждой общественной организации были выделены земельные участки, которыми они пользуются постоянно, традиционно. А остальные земли были проданы государству за огромную сумму. МЕДИНСКИЙ: То есть, нефть добывается на государственных землях? ФИЛИН: Да. За огромную сумму было выкуплено. Где-то 900 миллионов долларов. МЕДИНСКИЙ: По тем временам? ФИЛИН: Да, 70-е годы. МЕДИНСКИЙ: Ну, американцам не жалко, напечатают ещё, понимаете? ФИЛИН: И эти деньги как раз легли в основу жизни этих корпораций. И каждый житель, фактически каждый native americans является участником в акциях этих общественных организаций, а там лежит вот эта большая сумма. Поэтому с этого они, конечно же, ещё имеют... МЕДИНСКИЙ: Народный капитализм. ФИЛИН: Да, да. И там ещё интересный момент. Вот этот вот нефтепровод, который идёт и качает до сих пор нефть с севера Аляски... Фирма, которая его обслуживает, выплачивает не только коренным жителям, но всем жителям Аляски, которые имеют паспорт аляскинский, прожили не меньше года... МЕДИНСКИЙ: Прописку на Аляске. ФИЛИН: Которые имеют прописку на Аляске, они выплачивают ежегодно дивиденды каждому жителю Аляски. МЕДИНСКИЙ: Это какая-то значительная сумма или символическая? ФИЛИН: В прошлом году дивиденды составляли 3 тысячи 700 долларов в год. МЕДИНСКИЙ: На человека? ФИЛИН: На человека. МЕДИНСКИЙ: Бог ты мой, просто сказка какая-то! ФИЛИН: Знаете, я вот в Америке был несколько раз. Сначала я в центральную часть ездил, и было больше, от никаких до негативных впечатлений. После посещения Аляски у меня возникло уважение к стране, если честно. То есть, я этого совершенно не ожидал, она очень сильно отличается от всей остальной Америки. МЕДИНСКИЙ: В лучшую сторону? ФИЛИН: В лучшую сторону. По крайней мере, мне так показалось. МЕДИНСКИЙ: Понимаете, много нефти, не было кровавых завоеваний, маленькое население, да ещё и православная церковь. Что бы ни жить хорошо? ФИЛИН: Ещё один момент интересный. Мы когда в село приходили, спрашивали, разумеется, об уровне доходов, спрашивали: "Кто является самый высокооплачиваемый на селе?" Нам сразу отвечали: "Сельский учитель". Спросил: "А сколько получает сельский учитель?" Отвечают: "Ну, вот свеженький учитель, который окончил Фербенкский колледж, приезжает, сразу получает"… МЕДИНСКИЙ: Это типа пединститут такой. ФИЛИН: Да, да. МЕДИНСКИЙ: Это не из Чикагского университета. ФИЛИН: Да. Сразу получает 6 тысяч долларов в месяц. Потом у него эта зарплата вырастает по мере того, сколько он там проработает. Там до 10 и больше получают тысяч долларов в месяц. МЕДИНСКИЙ: Нацпроект "Образование". ФИЛИН: Получается, что человек, обычный сельский учитель лет за 10 честным трудом зарабатывает миллион долларов. МЕДИНСКИЙ: На самом деле, вот те зарплаты, о которых вы говорите, это зарплата очень хорошего университетского преподавателя в материковых США, в основных. Вероятно, у них есть какие-то северные наценки, и возможности дотировать людей, работающих на Аляске. ФИЛИН: Безусловно, есть закон о минимальной заработной плате на Аляске. Там у них немного другая система раскладки заработной платы – они получают в зависимости от количества потраченных часов. У них есть закон о минимальной заработной плате в час. Сейчас они меньше 17,5 долларов не могут получать. МЕДИНСКИЙ: В час? ФИЛИН: В час. МЕДИНСКИЙ: В самой Америке долларов 5, по-моему. ФИЛИН: Да, 5 долларов. У них – 17,5 долларов в час. Самый непрофессиональный, самый неквалифицированный труд – 17,5 долларов. МЕДИНСКИЙ: Уборщик. ФИЛИН: Да, это зарплата уборщика. И получается, в пересчёте на 8-часовой рабочий день, в месяц в районе 3,5-4 тысяч долларов. МЕДИНСКИЙ: Ну, поменьше, наверное. Если у них обычно 40-часовая рабочая неделя стандартная, то есть, это получается 2,5. ФИЛИН: Ну, где-то так. Но, учитывая, что там рыба, дичь – это не проблема. МЕДИНСКИЙ: Да. А ещё что-то перепадает от нефтяной компании раз в год. ФИЛИН: Дома там у них... Сейчас там большие программы, основанные на тех деньгах, которые были выплачены ещё тогда по этому закону об удовлетворении исков. Дома великолепные ставятся – щитовые, с утеплением, с канализацией, тёплыми туалетами, ванными. Небольшие, но вполне приличные. Причём смотреть за ними особо не надо – приезжает специальная фирма, смотрит за этими домами, отслеживает их состояние. Это в самых удалённых местах. Конечно, что меня ещё поражало – это школы. Школы просто великолепные, отлично оборудованные, огромнейшие просто. Причём, там аж трёх поколений стоят школы. Их почему-то перестраивают, старые не сносят, старые используют просто как спортзал или что-то ещё. Заново новые строят, несмотря на кризис. Вот в трёх сёлах мы видели строительство новых школ. МЕДИНСКИЙ: Это сельские школы? ФИЛИН: Сельские школы. Причём, это сельские школы в сёлах, где население всего 300 человек. Огромные школы ставятся. Но, правда, по поводу... МЕДИНСКИЙ: Ну, там свозят, наверное, с разных школ, всё-таки. ФИЛИН: Нет, нет. Значит, ещё раз. Вот после этого закона об удовлетворении исков коренного населения, резко вырос уровень рождаемости. Не то что резко, он просто стал прогрессировать. Сейчас вот мы проходили – в среднем в семье 4-5 детей. Самая большая семья, которую мы видели – 13 детей было. Сейчас очень высокий уровень рождаемости. И в селе, в котором примерно 300 человек населения, 100-120 человек детей, которые ходят в эту школу. Половина населения – это дети фактически. МЕДИНСКИЙ: Да, грустную мы затронули тему, на самом деле. Чем больше вы говорите о том, как хорошо живут на Аляске, тем мне обиднее за наш север и Сибирь. Мы же их открыли... ФИЛИН: Да. Тем не менее, там есть свои собственные проблемы – то же самое пьянство. Но, опять же, выработаны механизмы борьбы с этим пьянством. Практически во всех сёлах пьянство запрещено местными постановлениями. На федеральном уровне они уже это проделали – был сухой закон с печальными последствиями. МЕДИНСКИЙ: То есть, вообще алкоголь не продаётся? ФИЛИН: Да, алкоголь не продаётся и его нельзя иметь даже просто при себе. МЕДИНСКИЙ: Это локальный сухой закон. ФИЛИН: Локальный сухой закон, который сделан постановлением местного самоуправления. МЕДИНСКИЙ: То есть, чтобы выпить, надо ехать куда-то в город большой, в Анкоридж. ФИЛИН: Да, или в соседний посёлок, где такого постановления нет. Такой там есть. Из 17 посёлков, которые мы прошли на территории в 1,5 тысячи километров, только в двух посёлках было разрешено употребление алкоголя. МЕДИНСКИЙ: Кстати, между прочим, хорошая подсказка для наших властей. Потому что у нас ведь нет смысла, очевидно, и невозможно запретить ввести сухой закон в Москве, но почему бы это не делать локально на каких-то сложных территориях, особенно удалённых. Только на пользу. Я знаю, что в Поволжье староверческие деревни гораздо богаче живут по сей день, чем находящиеся рядом деревни традиционные. ФИЛИН: Возможно. Но всё-таки наши сёла немного отличаются. Русская культура без пития вряд ли сможет существовать – это ещё Владимир сказал, по-моему. МЕДИНСКИЙ: Это миф. ФИЛИН: На самом деле, я много поездил по нашим районам Крайнего Севера в России – у нас нет таких посёлков, настолько моноэтничных. То есть, вот те посёлки, которые мы видели на Аляске, они на 90% коренные. А у нас практически все посёлки смешанные – там живут наполовину чукчи, наполовину русские. МЕДИНСКИЙ: В любом случае, это методика, которая в какой-то степени работает. Вот такие локальные маленькие территориальные сухие законы. ФИЛИН: Может быть. Хотя, в принципе, проблема эта не до конца решается, поскольку те же самые эскимосы говорят: "Ну, что делать, хочется". И все гонят брагу. МЕДИНСКИЙ: А, брагу! Самогонщики! ФИЛИН: До самогона они пока не дошли ещё. Чистого продукта не делают, но брага в каждом доме. МЕДИНСКИЙ: Да, любопытно. У нас был сегодня в гостях историк и путешественник Павел Филин. Мы говорили о такой необычной теме как русские индейцы. То есть, те индейцы, настоящие индейцы, как мы выяснили, которые живут на Аляске. Оказывается, они там разные, не только эскимосы, но и атабаски, которые больше всего похожи на классических североамериканских индейцев. Вот Павел только что вернулся из большой экспедиции. Павел, давайте договоримся, когда вы в следующий раз съездите куда-нибудь в экспедицию, там, к инкам, или ацтекам, или к могиканам, вы приедете к нам и расскажете, чем они отличаются от православных атабасков и эскимосов. Как их колонизировали, как приобщали к вере. Спасибо большое за интересную беседу. ФИЛИН: Спасибо! МЕДИНСКИЙ: До встречи в следующей передаче "Мифы о России" ровно через неделю. По вторникам с 8 до 9 вечера. Всего доброго. ФИЛИН: До свидания. |